Navigation bar
  Print document Start Previous page
 414 of 700 
Next page End  

Теперь мы готовы задать «естественный» вопрос: в какой степени превосходство одних
учащихся по экзаменационным отметкам над другими обусловлено тем, что первые генетически
способнее? Выражаясь технически, какая доля дисперсии экзаменационных оценок объясняется
генетическими различиями учащихся? Аналогично, если бы мы измеряли рост учащихся, то могли бы
спросить, какая доля дисперсии роста объясняется генетическими различиями. Вообще, доля дисперсии
любого признака, объясняемая генетическими различиями индивидов в группе, называется
наследуемостью признака — это число в диапазоне от 0 до 1. Чем больше индивидуальных различий по
некоторому признаку происходит из-за генетических различий, тем ближе величина наследуемости к 1.
Например, наследуемость роста, сильно обусловленная генетически, по разным исследованиям
находится в диапазоне от 0,85 до 0,95.
Здесь, однако, мы встречаемся с трудностью. Нельзя экспериментально определить, насколько
дисперсия экзаменационных оценок объясняется генетическими различиями учащихся, подобно тому
как мы изучали влияние времени подготовки, поскольку для этого потребовалось бы сделать
генетическую переменную постоянной — превратить всех учащихся в генетических клонов. Но можно
воспользоваться тем фактом, что природа сама иногда производит генетических клонов: они
называются близнецами. В главе 2 мы упоминали, что у идентичных близнецов (их называют
монозиготными, поскольку они происходят из одной зиготы, т. е. оплодотворенного яйца) все гены
одинаковые. У родственных близнецов (их называют дизиготными, поскольку они развиваются из двух
яйцеклеток), как и у обычных братьев или сестер, одинаковая примерно половина генов. В той степени,
в какой идентичные близнецы более сходны по некоторому признаку, чем родственные, этот признак
имеет генетическую или наследуемую компоненту (если исключить другие факторы, такие как разное
обращение родителей с идентичными и родственными близнецами).
Например, согласно многим исследованиям, средняя корреляция между показателями IQ,
измеренными у 4672 пар идентичных близнецов, составляла 0,86; аналогичная корреляция у 5533 групп
родственных близнецов составляла 0,60. Эта разница в корреляции означает, что IQ имеет генетическую
компоненту. Чтобы, исходя из этих двух корреляций, вычислить наследуемость, надо просто удвоить их
разницу: 2 х (0,86 - 0,60) = 0,52. Другими словами, примерно половина дисперсии в показателях IQ
объясняется генетическими различиями (Bouchard & McGue, 1981). Аналогичным образом изучалась
наследуемость личностных качеств. В одном обширном шведском исследовании на выборке из более 12
000 пар взрослых близнецов оценивались экстраверсия (общительность) и эмоциональная устойчивость.
Для обоих качеств была получена корреляция 0,50 между членами идентичных близнецовых пар и 0,20
между членами родственных близнецовых пар, что дает оценку наследуемости 2 х (0,5 - 0,2) = 0,6
(Floderus-Myred, Petersen & Rasmuson, 1980).
Трудность интерпретации результатов исследования близнецов, однако, состоит в том, что с
парами идентичных близнецов родители обращаются более одинаково, чем с парами родственных
близнецов, и это может повлиять на сходство личностей. В идеале следовало бы изучать идентичных
близнецов, которых разлучили при рождении и воспитывали в разобщенных условиях. К счастью, один
продолжающийся исследовательский проект близок к выполнению этого условия: «Миннесотское
исследование близнецов, выращенных порознь» (Bouchard, 1984). Так, в 1990 году более 50 пар
идентичных близнецов привели в лабораторию для исследования. В среднем эти пары близнецов были
разлучены в возрасте 10 недель и увиделись только 34 года спустя; некоторые не виделись, пока их не
свело вместе это исследование. Ученые из Миннесоты теперь сравнили этих близнецов с близнецами из
более раннего миннесотского исследования, которые росли вместе (Bouchard et al., 1990; Tellegen et al.,
1988; Lykken, 1982).
К удивлению, в этих исследованиях обнаружилось, что выращенные порознь близнецы столь же
похожи, как и близнецы, выращенные вместе, по очень многим характеристикам личности. Средние
корреляции составляли 0,49 для идентичных близнецов, выращенных порознь, и 0,52 — для росших
совместно; для родственных близнецов соответствующие корреляции составляли 0,21 и 0,23. Эти
результаты позволяют заключить с большой уверенностью, что идентичные близнецы более сходны
между собой по личностным характеристикам, чем родственные, потому что они более сходны
генетически.
Если имеется набор идентичных пар близнецов, которые воспитывались порознь, то чтобы
оценить наследуемость, не нужно даже проводить сравнения с набором родственных близнецов. Всякая
корреляция между парами идентичных близнецов, выращенных порознь в разобщенных условиях,
должна целиком возникать благодаря их генетическому сходству. Другими словами, у таких близнецов
Hosted by uCoz