Navigation bar
  Print document Start Previous page
 442 of 700 
Next page End  

Глава 13. Личность
В главе 12 личность определялась как отличительный и характерный паттерн мыслей, эмоций и
поведения, определяющий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным
окружением. Соответственно, одна из главных задач психологии личности — это изучение
индивидуальных различий. В предыдущей главе («Индивидуальные различия») описывался наиболее
распространенный подход к решению этой задачи, основанный на оценке личностных качеств. Сам по
себе, однако, этот подход являет собой не теорию личности, а общую ориентацию и набор методов для
оценки стабильных характеристик личности. Черты личности сами по себе ничего не говорят о
динамике функционирования личности, и психологам, которые стремятся построить полные теории
личности, приходится обращаться к иным методам, чтобы решить другую важную задачу психологии
личности: объединение многих процессов, влияющих на взаимодействия индивида с физическим и
социальным окружением, — биологических функций, развития, научения, мышления, эмоций,
мотивации и социального взаимодействия — в единую концепцию личности в целом. Для решения этой
задачи необходимо выйти далеко за рамки общих вопросов взаимодействия между врожденным и
приобретенным, обсуждавшихся в главе 12, и это делает изучение личности одним из наиболее
сложных разделов психологии.
В этой главе мы рассмотрим три теоретических подхода к личности, которые доминировали в
истории психологии личности на протяжении XX века: психоаналитический, бихевиористский и
феноменологический подходы. При этом мы вернемся к теме, затронутой кратко в главе 1, когда мы
сравнивали описания личности человека, сделанные на основе различных представлений о природе
человека: насколько свободны наши мнения, эмоции и действия и насколько их определяют факторы,
лежащие вне нашего контроля? Являемся ли мы по своей природе добрыми, нейтральными или злыми?
Застывшими или изменчивыми? Активно или пассивно мы контролируем свою судьбу? Чем
определяется психическое здоровье или его отсутствие? Это не эмпирические вопросы, и теории
личности не пытаются ответить на них в явном виде. Но у каждого подхода есть свои неявные ответы
— базовые положения о природе человека, отличающие тот или иной подход от остальных. В
исторической перспективе эти философские вопросы были не менее важны, чем эмпирические, и они
также вызывали споры и борьбу за признание своего взгляда на личность.
Психоаналитический подход
Создатель психоаналитической теории Зигмунд Фрейд был одной из выдающихся
интеллектуальных фигур XX века. Его психоаналитическая теория личности — каковы бы ни были ее
недостатки как научной дисциплины — остается самой глубокой и влиятельной теорией личности из
когда-либо созданных. Ее влияние распространяется далеко за пределы психологии, воздействуя на
социальные науки, гуманитарную сферу, искусство и общество в целом. Хотя сегодня
психоаналитическая теория играет менее заметную роль в психологии, чем 50-60 лет назад, многие ее
идеи влились в основной поток психологической мысли. Даже родители, которые при воспитании
своего ребенка всего лишь от случая к случаю руководствовались бестселлером психиатра доктора
Спока «Ребенок и уход за ним», гораздо ближе стоят к психологам-фрейдистам, чем могут себе
представить.
Свою научную карьеру Фрейд начал в качестве невролога, лечащего пациентов от различных
«нервных» расстройств при помощи обычных медицинских процедур. Поскольку последние часто не
достигали успеха, он использовал метод гипноза, но затем отказался от него. Со временем он открыл
метод свободных ассоциаций, когда пациенту предлагают говорить все, что приходит ему на ум,
насколько бы тривиальным или неудобным ему это ни казалось. Внимательно слушая эти вербальные
ассоциации, Фрейд обнаружил в них повторяющиеся темы, которые, по его предположению, были
проявлениями бессознательных идей и страхов. Сходные темы он обнаружил в припоминании снов и
ранних воспоминаниях детства.
Фрейд сравнивал человеческий разум с айсбергом. Небольшая его часть, выступающая над
поверхностью воды, — сознательное (наше текущее знание) плюс предсознательное (вся информация,
которая в данный момент не находится «в уме», но которую при необходимости можно туда вызвать,
например фамилия президента Соединенных Штатов). Остальная и гораздо большая часть айсберга
содержит бессознательное — хранилище импульсов, желаний и недоступных воспоминаний, влияющих
Hosted by uCoz