Navigation bar
  Print document Start Previous page
 571 of 700 
Next page End  

матери неудовлетворительные отношения со своим мужем, она может целиком сосредоточиться на
сыне. В результате муж и дочь чувствуют, что ими пренебрегают, а у сына, расстроенного удушающим
вниманием матери, с одной стороны, и негодованием со стороны отца и сестры, с другой, начинают
возникать проблемы в школе. Хотя школьные трудности мальчика — это действительно повод
обратиться за помощью, ясно, что они — только симптом более глубоких проблем в его семье.
В ходе семейной терапии вся семья встречается регулярно с одним или двумя терапевтами
(обычно мужчиной и женщиной). Терапевт, наблюдая за отношениями между членами семьи, старается
помочь каждому из них осознать особенности его связи с остальными и возможный вклад в решение
проблемы семьи. Иногда им показывают видеозапись, чтобы они осознали, как общаются друг с
другом. В другой раз терапевт может посетить семью дома, чтобы наблюдать конфликты и словесный
обмен в естественной обстановке. Часто становится очевидным, что вызывающее проблемы поведение
подкрепляется реакциями других членов семьи. Например, вспышки гневной раздражительности у
маленького ребенка или трудности с едой у подростка могут непреднамеренно подкрепляться тем
вниманием, которое они вызывают у родителей. Терапевт может научить родителей отслеживать
поведение свое и своего ребенка, чтобы определить, подкрепляют ли их реакции проблемное поведение,
и если да, то изменить порядок подкрепления.
Важным применением семейной терапии является обучение семей с больными шизофренией
более ясному и позитивному общению друг с другом (Goldstein, 1987). В семьях, где конфликтность и
враждебность находят болезненное выражение и в которых члены семьи слишком вмешиваются в
жизнь друг друга, у шизофреников чаще возникают рецидивы, чем в тех семьях, где конфликт и
враждебность выражаются мягче и где члены семьи уважают независимость друг друга. Тренировочные
программы, улучшающие навыки членов семьи по выражению отрицательных эмоций, и позитивные
отношения снижают количество рецидивов у больных шизофренией.
Особенности лечения детей
Каждая из описанных нами форм терапии, вероятно, когда-либо использовалась при лечении
детей и подростков, страдающих психическими расстройствами. Исследования по оценке
эффективности психологических и биологических форм терапии в большинстве случаев показывают,
что состояние детей и подростков, прошедших терапию, улучшается по сравнению с теми, кто не
проходит терапию (Weisz et al., 1995). Эффективность какого-либо конкретного терапевтического
метода зависит преимущественно от типа расстройства, которым страдает ребенок или подросток.
Разработка и применение эффективных методов терапии для детей и подростков осложняется
необходимостью адаптировать форму терапии к стадии развития ребенка; учитывать возможность
долгосрочных негативных последствий терапии на его развитие; учитывать тот факт, что дети зависят
от других членов семьи, которых часто бывает необходимо лечить вместе с детьми; а также тот факт,
что дети и подростки редко самостоятельно обращаются за психологической помощью, а потому
недостаточно мотивированы к прохождению терапии.
К сожалению, большинство детей, для которых терапия могла бы оказаться полезной, не
получают ее. Медицинские учреждения, специализирующиеся на работе с детскими проблемами,
отсутствуют во многих регионах Соединенных Штатов. Вероятно, 50% психически неблагополучных
детей получают помощь и медикаменты только от семейных врачей, не обладающих необходимой
подготовкой для диагностики и лечения психических расстройств (Tuma, 1989). Система социальной
помощи детям сталкивается с многочисленными случаями психических проблем у детей, часто
являющихся жертвами жестокого обращения или отсутствия ухода (насилия и т. д.). Таких детей все
чаще помещают в специальные учреждения по уходу за детьми, вместо того чтобы оказывать им
психологическую помощь. Многие дети, попадающие в суды по делам несовершеннолетних, страдают
от психических расстройств, однако лишь немногие из них получают долгосрочную интенсивную
психологическую помощь (Tuma, 1989). Таким образом, система помощи детям, страдающим
психическими расстройствами, нуждается в значительном дальнейшем развитии.
Эффективность психотерапии
Насколько эффективна психотерапия? Какие методы лучше? На эти вопросы нелегко ответить.
Исследованию эффективности психотерапии препятствуют несколько основных трудностей. Как
Hosted by uCoz