Navigation bar
  Print document Start Previous page
 644 of 700 
Next page End  

достоверны те сообщения, где аргументов много, чем те, где их мало». Поэтому сильные аргументы не
будут здесь эффективнее слабых и 9 аргументов будут убедительнее 3-х независимо от того, слабые они
или сильные. Именно это отражено на рис. 18.9: в целом не было значительного различия между
влиянием сильных и слабых аргументов, и в обоих случаях 9 аргументов оказались сильнее, чем 3 (Petty
& Cacioppo, 1984).
Рис. 18.9. Установки, сложившиеся после ознакомления с сообщением. Когда у испытуемых
была низкая заинтересованность в вопросе, 9 аргументов вызывали у них большее согласие, чем 3
аргумента, независимо от того, были эти аргументы сильными или слабыми.
Сходные результаты дал эксперимент, в котором менялось не число аргументов, а
компетентность источника сообщения: на высоко заинтересованных испытуемых больше влияла сила
аргументов, а на низко заинтересованных — эвристика: «аргументы эксперта достовернее аргументов
неспециалиста» (Petty, Cacioppo & Goldman, 1981).
Референтные группы и идентификация
Почти всякая группа, к которой мы принадлежим — начиная с семьи и кончая обществом в
целом, — имеет явный или неявный набор убеждений, установок и видов поведения, которые она
считает правильными. Любой член группы, который от них отступает, рискует оказаться в изоляции и
получить социальное неодобрение. Так, путем социальных вознаграждений и наказаний группа, к
которой мы принадлежим, добивается от нас уступок ей. Кроме того, если мы уважаем других
индивидов или группы или восхищаемся ими, мы можем подчиняться их нормам и принимать их
убеждения, установки и способы поведения, чтобы быть похожими на них, идентифицироваться с ними.
Этот процесс называется идентификацией.
Группа, с которой мы себя идентифицируем, называется референтной группой, поскольку мы
соотносим с ней оценку и регуляцию своих мнений и действий. Референтная группа служит системой
отсчета, дающей нам не только конкретные убеждения и установки, но также и общую позицию, с
которой мы глядим на мир, — идеологию или набор готовых интерпретаций социальных проблем и
событий. Если мы со временем принимаем эти взгляды и интегрируем идеологию группы в свою
систему ценностей, значит данная референтная группа создала интернализацию. В этом случае процесс
идентификации может послужить мостом между уступкой и интернализацией.
Человеку не обязательно самому состоять в референтной группе, чтобы на него влияли ее
ценности. Например, для представителей нижнесреднего слоя референтной группой часто является
средний класс. Молодой, стремящийся к достижениям спортсмен может использовать в качестве
референтной группы профессиональных спортсменов, принимая их взгляды и другими способами
пытаясь строить себя по их подобию.
Если бы все мы идентифицировали себя только с одной референтной группой, жизнь была бы
проста. Но большинство из нас идентифицируют себя с несколькими референтными группами, из-за
Hosted by uCoz