Navigation bar
  Print document Start Previous page
 234 of 947 
Next page End  

Эта модель, которая лежит в основе различных тренингов социальной компетентности или
социальных навыков, выразительно передает взаимодействие между когнициями, поведением и
реакциями социального окружения. Согласно этой модели, наше социальное поведение во многих
аспектах можно сравнить с моторными навыками. Скажем, такая мотивация, как убеждение кого-то в
чем-то содержит целую иерархию планов и целей. Намерение или план переводится в моторные
реакции или действия, которые вслед за тем выполняются. Моторный потенциал реакций охватывает
социальные навыки в более узком смысле. Приветствие, зрительный контакт во время разговора и т. д.
— вот некоторые элементы социальных навыков. В свою очередь, моторные реакции вызывают
изменения во внешнем мире. Затем происходит восприятие этих изменений, в процессе которого
проводится сравнение фактического и должного. Это сравнение может помочь скорректировать перевод
или же мотивацию. В итоге нарушения или недостаток социальных навыков могут возникнуть в
различных плоскостях. Нарушения в одной плоскости могут со своей стороны быть причиной для
таковых в другой плоскости. Предположим, человек поставил перед собой недостижимую цель и не
желает ее пересмотреть, — тогда перевод может не получиться; или моторные реакции еще не
достаточно отработаны; наконец, может быть и недостаточность восприятия: иногда человек вообще не
замечает сопротивления и не воспринимает негативных реакций другого. Эта модель наглядно
показывает, что в социальных навыках участвуют как когнитивные, так и поведенческие компоненты.
У лиц с психическими расстройствами и заболеваниями особенно часто обнаруживались
дефициты в следующих областях, связанных исключительно с социальными ситуациями (Ulrich &
Ulrich de Muynck, 1980): выдвижение требований, умение говорить «нет» и без агрессии критиковать
других, установление контактов. Сюда можно добавить страх ошибиться или страх привлечь
общественное внимание.
Для того чтобы справиться с социальными ситуациями (Trower, Bryant & Argyle, 1978),
требуются многие специфические навыки: установить контакт в начале разговора; слушать и при этом
давать обратную связь; уметь увидеть, когда собеседник еще не закончил свое высказывание, а когда —
хочет «передать слово»; уметь выразить свою точку зрения; повседневные социальные общепринятые
формулы — приветствие и прощание. Эти навыки, в свою очередь, присутствуют в недостаточной
степени при некоторых психических расстройствах: у пациентов с депрессией или шизофренией или у
лиц с различными невротическими расстройствами.
Для шизофрении, например, разрушение системы общения рассматривается как основной
процесс (Ploog, 1972); нередко доказывались недостатки в социальной интеракции и при депрессии
(Bloschl, 1978; Williams, 1986) и т. д. Поэтому едва ли можно исходить из специфичности
недостаточной социальной компетентности. Вопрос, скорее, в том, в какой форме недостаточная
социальная компетентность участвует в определенных расстройствах.
Дефициты социальной компетентности могут также наступать вторично у лиц с физическими
недостатками. Например, пациент, страдающий болезнью Паркинсона, из-за своей моторной
недостаточности опасается привлечь к себе публичное внимание. Он избегает выходить за покупками и
вообще уединяется больше, чем это нужно при его физическом дефекте. Эта изоляция приводит к тому,
что пациент оказывается все в большем одиночестве и, как следствие, им все больше овладевает
депрессивное настроение. Таким образом, здесь соматическое заболевание, недостаточные социальные
навыки и депрессивное настроение находятся друг с другом во взаимодействии (Ellgring, Seiler, Perleth,
Frings, Gasser & Oertel, 1993).
Взаимодействие мотивации, поведения, реакции окружающего мира и восприятия этих
процессов, предлагаемое в данной модели (Argyle & Kendon, 1976), представляется убедительным.
Пусть даже в настоящее время мы едва ли можем достаточно точно определить участие отдельных
компонентов и отношение между причиной и следствием, все-таки эта модель сохраняет свою
эвристическую и практическую ценность и облегчает решение проблем социального поведения.
2.4. Эмоциональная коммуникация
Эмоции — события в значительной мере социальные. Примерно при 80% вспоминаемых
эмоциональных ситуаций так или иначе — это сильно зависит от культуры — играют роль социальные
события: отношения, рождение, смерть, взаимоотношения с друзьями или знакомыми и т. д. (Wallbott &
Scherer, 1986). Составляющей частью эмоций является сообщение эмоционального переживания во
внешний мир, например через экспрессивное поведение.
Дискуссия о том, насколько широко участвуют эмоции в развитии соматических расстройств,
Hosted by uCoz