Navigation bar
  Print document Start Previous page
 268 of 947 
Next page End  

Инструментально реакции совладания нацелены на то, чтобы повлиять либо на окружающий
мир, либо на самого себя (или на то и другое), что можно охарактеризовать, используя понятие типа
адаптации и выделив соответственно два вида этих реакций: внешнюю по отношению к системе
ассимиляцию и внутрисистемную аккомодацию. В какой-то мере этому соответствуют копинг,
ориентированный на проблему (problem focused),
и копинг, ориентированный на эмоции (emotion
focused),
типы совладания более высокого порядка (Lazarus, 1966). В качестве специальных типов
совладания отдельно рассматриваются поиск информации и вытеснение информации, прямое действие
и торможение действия, а также интрапсихические формы совладания — управление вниманием,
успокоение и т. д. (Lazarus & Launier, 1981). Результаты, возникающие вследствие адаптивных реакций,
подвергаются новой оценке (reappraisal),
а затем в зависимости от результата могут последовать
дальнейшие действия совладания. Некоторые ученые (Holahan, Moos & Schaefer, 1996) сводят
различные классы адаптивных реакций в две главные категории: приближение (approach)
и избегание
(avoidance);
для обеих категорий эти авторы выделяют когнитивные и поведенческие варианты.
Шварцер (Schwarzer, 1993) расширил модель Лазаруса и включил в свою модель концепцию контроля и
Я-концепцию.
Применительно к совладанию часто говорят и о таких защитных процессах (например, Nusko,
1986), которые можно отнести к интрапсихическим формам совладания Лазаруса. Многие авторы
противопоставляют защиту (ориентированную на переживание) и совладание (ориентированное на
поведение). Хаан (Haan, 1977) характеризует процессы совладания как целенаправленные, гибкие и
адекватные реальности адаптивные действия, а защитные процессы она понимает как навязанные,
ригидные и искажающие реальность варианты. Для собственно патологических форм адаптации она
использует понятие «fragmentary processes» (фрагментарные процессы).
Перре и Райхертс (Perrez & Reicherts, 1992) продолжали разрабатывать отдельные аспекты
психологической концепции стресса Лазаруса на основе функциональной концепции.
Особенно была
расширена когнитивно-феноменологическая перспектива: до этого описание когнитивных процессов
опиралось на переживание (угроза, вызов и т. д.), теперь же был добавлен способ рассмотрения, более
обязанный теоретическим концепциям: теориям контроля, оценки/эмоций и атрибуции. Оценочные
признаки считаются теоретически релевантными в том случае, если они позволяют прогнозировать
эмоции и если можно подозревать их функциональную связь с адаптационной способностью. Копинг-
таксономия, предложенная указанными авторами, упорядочивает действия и реакции совладания по их
ориентации: (1) на ситуацию (= стрессору), (2) на репрезентацию или (3) на оценку (табл. 17.2).
Реакции, относящиеся к репрезентации, изменяют когнитивную репрезентацию стрессора путем поиска
или подавления информации; а реакции, относящиеся к оценке, изменяют установку к стрессору —
придавая смысл, переоценивая или же меняя цели.
Таблица 17.2. Таксономия копинг-реакций и копинг-действий (Perrez & Reicherts, 1992, S.
30)
Базируясь на этой таксономии, можно выдвигать номопрагматические гипотезы (ср. главы 3 и 4)
и преобразовывать их в правила поведения,
то есть в технологические правила, которые дают
рекомендации, как действовать, чтобы достичь определенных целей при некоторых исходных условиях.
Вот примеры такого рода рекомендаций. Если ситуация контролируема, мало переменчива сама по себе
(то есть маловероятно, что она по собственной динамике преобразуется к лучшему) и имеет
отчетливую негативную значимость, то эффективной реакцией будет активное влияние на стрессор для
его устранения и тем самым для восстановления гомеостаза. И наоборот: в ситуациях с высокой
Hosted by uCoz