Navigation bar
  Print document Start Previous page
 317 of 947 
Next page End  

времени сформировалась и специфическая методология исследования клинико-психологической
интервенции, которую мы и обсудим ниже (ср. Bellack & Hersen, 1984; Kazdin, 1980, 1992, 1994).
Как говорилось в главе 1, клинико-психологические интервенции, с одной стороны, направлены
на психические или соматические расстройства; с другой стороны, можно выделить разные сферы
интервенции: гигиену, профилактику, лечение/психотерапию и реабилитацию. Клинико-
психологическая интервенция рассматривается при этом в макро- и микроперспективе (см. главу 19).
Методика исследования клинико-психологической интервенции затрагивает в первую очередь
следующие аспекты: микроперспектива, психические расстройства, клинико-психологическое
лечение/психотерапия паттернов функционирования, лечение взрослых. Нередко эта тема называется
«Методика исследования психотерапии». В данной главе на первом плане стоит методика исследования
психотерапии при психических расстройствах. Специальная методика исследования интервенции в
области гигиены, профилактики и реабилитации, а также методика исследования интервенции при
соматических болезнях здесь не обсуждаются, так как это выходит за рамки нашего предмета. Точно
так же мы не будем здесь заниматься специфическими методическими проблемами интервенции,
касающейся межличностных систем, детей и подростков. Тем не менее все, о чем мы будем говорить,
имеет значение и для тех тем, которые прямо здесь не обсуждаются.
В методике исследования клинико-психологической интервенции всегда делался акцент на
проблеме эффективности. Но исследование интервенции не должно ограничиваться лишь этим
вопросом, поскольку о серьезном научном обосновании интервенции можно говорить только тогда,
когда существует объяснение ее воздействия.
2. Основные принципы исследования интервенции
Нередко бывает, что исследование интервенции проводится бессистемно и обособленно. Но
можно предложить и основные принципы исследовательских программ для систематического
исследования интервенции, и в частности следующие:
-
Общая проверка эффективности. Психотерапию необходимо систематически проверять на
предмет ее эффективности. Первая работа по изучению эффективности психотерапии была проведена
уже в 1930 г. Берлинским психоаналитическим институтом. Сегодня имеется много работ,
доказывающих действенность психотерапии при психических расстройствах.
-
Исследование с использованием контрольных групп. В 1952 г. Айзенк выдвинул
провокационное положение, что две трети пациентов с неврозами за 2 года после начала заболевания
излечиваются или показывают значительные улучшения вне зависимости от факта применения
психотерапии. Следовательно, успех психотерапии (имелись в виду глубиннопсихологические
подходы) сравним с долей спонтанной ремиссии (Eysenck, 1952). Спонтанная ремиссия в более узком
смысле означает улучшение, наступившее без интервенции; в более широком смысле — улучшение,
достигнутое без применения специфической интервенции (психотерапии и т. д.); при этом врачебная
помощь, консультирование, полупрофессиональная помощь не считаются специфической
интервенцией. Этот последний показатель выше, чем доля спонтанной ремиссии в более узком смысле.
Чтобы исключить спонтанную ремиссию как альтернативное объяснение успеха терапии, Айзенк счел
необходимым использовать в исследовании интервенции методику контрольных групп, т. е. некий
основной принцип экспериментальной психологии. Этот тезис вызвал множество методических
соображений по поводу исследования интервенции (контрольные группы, не получавшие лечения,
успех терапии; см. ниже).
-
Дифференцированное исследование терапии. В 60-е гг. Кислер (Kiesler, 1969), предложив свою
«модель решетки» («Gittermodell»), настоятельно потребовал учитывать различные аспекты,
касающиеся пациентов, психотерапевтов и техник, представлять терапию как событие, происходящее
во времени (исследование процесса—успеха), и мультимодально формулировать успех терапии. Этот
постулат имел методические последствия для проведения экспериментов с использованием
контрольных групп, проведения анализа процесса и выбора переменных. Несмотря на то что о
необходимости комбинированного исследования процесса—успеха Кислер говорил уже в конце 60-х
гг., реализовывать этот подход всерьез начали лишь с 80-х гг. (см. ниже).
-
Подход с точки зрения перспектив: макро-, микроперспектива. Приведенные выше общие
принципы подразумевали интервенцию как метод и деятельность по отношению к отдельным лицам,
парам и т. д. (микроперспектива). Если же рассматривать интервенцию как услуги, предлагаемые
учреждениями для определенных популяций, то она становится событием общественным и этот момент
Hosted by uCoz