Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 947 
Next page End  

 Межличностные  нарушенная система восприятие мышление депрессивное расстройство тревожное расстройство боль нейродермит ... пара семья школа производственная организация ...
Плоскости интервенции
Внутриличностная (интраперсональная)
система
функции
паттерны функционирования
Межличностная (интерперсональная)
система
диада
община
школа
...
производственная
организация
семья/первичные группы
Рис. 1.1. Внутри- и межличностная плоскости интервенции
1) На самом первом уровне находятся расстройства отдельных психических функций человека.
Психические функции можно соотнести в первую очередь с категориями общей психологии
(мышление, научение, восприятие и т. д.; Spada, 1992). Но иногда, если на переднем плане стоят
психофизиологические проблемы, имеют значение и физиологические функции.
2) Более сложная ступень расстройства паттернов функционирования. В общей психологии
разрабатываются комплексные модели, которые охватывают несколько отдельных функций. Исходя из
этого в качестве классификационных единиц предлагаются либо нарушения разных паттернов функций,
либо разные нарушения одного комплексного паттерна функционирования. Так как в общей психологии
модели паттернов функционирования не настолько хороши, чтобы они могли послужить образцом для
создания моделей клинических расстройств, эта плоскость разрабатывается в терминологии синдромов
или диагнозов. В нашем учебнике речь идет о психических расстройствах, поэтому мы ориентируемся
на МКБ и DSM (например, депрессивное расстройство, шизофрения).
3) За пределами внутриличностной системы индивида лежат межличностные
(интерперсональные) системы, то есть системы, объединяющие две или более личностей (пара, семья,
школа, производственная организация, община и т. д.); расстройства можно исследовать и в этой
плоскости. Эта сфера тесно связана с уже существующими отраслями психологии (педагогическая
психология, психология труда и организационная психология), поэтому в клинической психологии они
часто вообще не обсуждаются или затрагиваются лишь вскользь.
Объединив общие и частные аспекты расстройств, мы получим двухмерную матрицу
клинической психологии (рис. 1.2). Ориентируясь на расстройства в целом, мы выбираем общий угол
зрения, но не отрицаем при этом дифференциальных различий (для отдельных функций и т. д.). Здесь
надо отметить, что в одних тематических разделах (этика, теория науки, понятия болезни)
дифференциальные аспекты представлены меньше, в других (классификация, диагностика,
эпидемиология, этиология, интервенция) — больше. И напротив, при рассмотрении отдельных видов
расстройств мы применяем к какому-то конкретному расстройству общие аспекты: например,
занимаясь тревожными расстройствами, мы обсуждаем их классификацию, диагностику,
эпидемиологию, этиологию/анализ условий возникновения и интервенцию.
Частные аспекты
Внутриличностные
нарушенная функция
нарушенный паттерн функцио
Общие аспекты
научение
...
...
Основные понятия
(определения, история и т. д.)
Здоровье/болезнь
Теория науки
Этика
Классификация
Диагностика
Hosted by uCoz