Navigation bar
  Print document Start Previous page
 346 of 947 
Next page End  

информации восполнить недостаток знания, релевантный для здоровья, добиться осознания проблемы и
создать мотивацию к приобретению новых способов поведения. В качестве психологического средства
для информирования применяется в первую очередь символически кодированная информация; будучи
ориентированной на репрезентацию методом,
она направлена непосредственно на изменение
когнитивной репрезентации (ср. главу 22). Особенно хороших результатов на этом пути можно
добиться в том случае, когда потенциальная угроза, связанная с поведенческими факторами риска,
достаточно велика (например, ВИЧ-инфекция), а поведение, являющееся фактором риска, зависит от
таких психических или социальных условий, на которые легко повлиять. К примеру, курение,
используемое для уменьшения действия стресса, ставшее автоматизмом, вряд ли можно изменить
одним только предоставлением информации, но «легкое курение ради удовольствия» (ср. Noldner, 1989)
можно сократить таким путем у многих людей. Широко задуманные просветительские кампании
против ВИЧ (см. выше) показывают, что благодаря этим профилактическим интервенциям у
значительной части населения удалось добиться изменения поведения. И все-таки попытка изменить
поведение одним лишь информированием имеет свои границы и зависит от вышеназванных признаков.
Поэтому необходимо идентифицировать специальные, более резистентные к изменениям группы риска
и применять к ним другие профилактические мероприятия, и в первую очередь консультирование,
тренинг и изменение окружающей среды.
5.3. Консультирование как метод укрепления здоровья и профилактический метод
В первой главе мы определили консультирование как такую форму предоставления помощи,
которая улучшает основу для действий консультируемого посредством сообщения информации. В
отличие от просветительских кампаний консультирование обращено не к анонимной популяции, а к
человеку, ищущему совета, и проходит обычно в форме личной беседы. Другое отличие от метода
информирования — это то, что психологическим средством здесь наряду с информацией является также
личность консультанта,
который, характерным образом формируя беседу,
может облегчить
восприятие информации. В последние десятилетия в профилактических целях было создано множество
консультационных учреждений, куда население может свободно обратиться. Сюда же относится среди
других и школьное психологическое консультирование, которое — хотя его функция этим не
ограничивается — предлагает индивидуальную и системную консультацию школьникам, родителям,
учителям и школьной администрации (ср. Rudiger, 1990; Schwarzer, Ch., 1997).
Одной из целей профилактического консультирования беременных является обнаружение
семейных факторов риска в отношении жестокого обращения с ребенком и целенаправленное
консультирование матерей и отцов с высоким риском. В рамках консультирования беременных,
подготовки к родам и пребывания в родильном доме Кемпе и Кемпе (Kempe & Kempe, 1980) отобрали
по нескольким прогностическим индикаторам группу матерей с высоким риском (N = 100), после чего
спустя несколько месяцев половину из них интенсивно консультировали по стандартизированной
программе. У этой группы родителей по сравнению с родителями, которых не консультировали,
заметно снизился показатель жестокого обращения. В конце 80-х гг. в «Maternite», «Centre Hospitalier
Universitaire» Лозанны с помощью индикаторов риска Кемпе и Кемпе (Kempe & Kempe, 1980) ежегодно
выявлялись из примерно 900 беременных женщин от 20 до 30 семей со значением риска в отношении
жестокого обращения с детьми от среднего до высокого (Vuataz, 1990). Подобные центры с частично
профилактической функцией существуют сегодня для консультирования по поводу СПИДа и других
психосоциальных сфер; отчасти их задачи пересекаются с кризисной интервенцией.
5.4. Тренинг как метод укрепления здоровья и профилактический метод
Если поведение, являющееся фактором риска, уже сильно укоренилось как привычка, то для
профилактического изменения поведения в дополнение к консультированию показаны методы
тренинга. Концепции тренинга принимают в расчет то обстоятельство, что некоторым людям (или
группам людей), для того чтобы изменить свое поведение, мало осознавать проблему, обладать знанием
и иметь мотивацию, гораздо больше им требуются тренировка, научение и стабилизация новых
способов поведения, отчасти при одновременном изменении окружающего мира. Например, были
разработаны так называемые стратегии иммунизации к стрессу (Meichenbaum, 1986), которые
предусматривают особые стрессовые ситуации. С подростками можно проводить тренинг, как им вести
себя, если их будут склонять к употреблению психоактивных веществ. Есть оцененные программы
Hosted by uCoz