Navigation bar
  Print document Start Previous page
 362 of 947 
Next page End  

примеру, устранение какого-нибудь дефекта речи) до задач высокой степени сложности, таких как
изменение установок по отношению к самому себе и к релевантным лицам; время научения может
охватывать от нескольких часов до нескольких лет. Организация терапевтического научения может
быть в высокой степени структурирована, как в поведенческой терапии, или базироваться скорее на
самораскрытии, как в разговорной психотерапии (ср. Strupp, 1986). Структурные условия организации
научения определяются конкретным терапевтическим подходом или методом в рамках этого подхода.
При поведенческой терапии первая фаза терапевтической работы заключается в прояснении проблемы
путем анализа поведения, в постановке цели и выборе метода; позже на первый план выдвигается
собственно терапевтическое научение. В психоанализе же основная роль в терапевтическом научении (в
анализе переноса) отводится интерпретации опыта отношений, поэтому число терапевтических сеансов
заметно выше. Все психотерапевтические подходы так или иначе создают пациенту возможность
получить опыт новых отношений в особых условиях, получить обратную связь в ответ на собственное
поведение, получить мотивацию к проверке реальности в какой бы то ни было форме и приобрести
новые навыки и умения (ср. Goldfried, 1987). В когнитивной плоскости все подходы предлагают
пациенту убедительное — в идеальном случае научное — объяснение, которое позволяет пациенту
понять симптомы и на котором основываются терапевтические процедуры (ср. Frank, 1989). При
лечении нарушений функций упомянутые элементы опыта получают несколько иное, чем при
психотерапии, значение.
Организация научения, как правило, ориентирована на определенные цели (ср. Perrez, 1982),
причем эти цели могут быть краткосрочными (промежуточные цели, которые ставятся в определенной
фазе) или долгосрочными и в разной степени конкретными (ср. главу 18). Цели, лежащие в основе
большинства видов лечения (табл. 22.1.2), можно классифицировать следующим образом: (1) цели,
относящиеся к терапевтическому процессу, (2) цели, ориентированные на микрорезультаты, и (3) цели,
ориентированные на макрорезультаты (ср. Orlinsky & Howard, 1986). Цели, ориентированные на
терапевтический процесс,
всегда краткосрочны и конкретны. Они управляют действиями
психотерапевта во время терапевтического сеанса, когда требуется побудить пациента к
самоэксплорации, прояснить для него какую-то взаимосвязь, подтолкнуть к пониманию; когда
психотерапевт в ролевой игре хочет добиться от пациента какого-то нового поведения и закрепить его
или проделать какое-то упражнение.
Таблица 22.1.2. Общие цели и их структура в психотерапии (ср. Orlinsky & Howard, 1986)
Тип цели
Примеры
Цели терапевтического сеанса
(ориентированные на
терапевтический процесс):
конкретные и краткосрочные
- Повышение самоэксплорации
- Уменьшение страха при разговоре на табуированные темы
- Адекватное исполнение своей роли в игре
- Следование инструкциям при выполнении упражнения
Микрорезультаты (micro-outcome /
post-session): конкретные и
краткосрочные
- Перестать избегать конкретной повседневной ситуации,
избегаемой прежде (например, разговаривать с руководителями)
- Научиться лучше понимать, с чем связана конкретная
социальная конфликтная ситуация
Макрорезультаты (macro-outcome /
post-session): глобальные и
долгосрочные
- Позитивный образ Я
- Адекватная сила Я
- Адекватное ожидание самоэффективности
- Улучшение коммуникативной способности
- Стабильные и ситуативно актуализуемые умения и навыки
(4) Оценка и окончание терапевтического научения. При всех клинико-психологических
интервенциях протекание терапии сопровождается психодиагностическими процессами, которые могут
быть по-разному организованы и осуществляться разными методами. Функция диагностики процесса
состоит в том, чтобы контролировать течение терапии (ср. Kanfer & Grimm, 1980), т. е. проверять,
насколько достигнуты цели, ориентированные на терапевтический процесс. Диагностика статуса
определяет, в какой мере достигнуты намеченные макрорезультаты. Методы, применяемые для
выполнения той и другой диагностической функции, варьируют от почти не регламентированной
клинической эксплорации до стандартизированных и эмпирически нормированных тестовых методов.
Непрерывная оценка процесса создает предпосылки для адаптации терапевтических действий к
Hosted by uCoz