Navigation bar
  Print document Start Previous page
 373 of 947 
Next page End  

Вне зависимости от конкретного подхода методы лечения можно охарактеризовать по
следующим формальным признакам:
-
Число партнеров в терапевтическом взаимодействии: один человек или несколько человек.
Если терапия проводится не как индивидуальная, а одновременно с несколькими индивидами, то
необходимо различать групповую и семейную терапию. В групповой терапии число пациентов варьирует
в норме от 5 до 8 человек, а при некоторых терапевтических подходах и более.
-
Фактор времени: долговременная терапия или краткосрочная терапия. Продолжительность
терапии при разных терапевтических подходах очень различается также для нормальной терапии.
Обычная разговорная психотерапия продолжается от 10 до 40 сеансов, а классический психоанализ
может охватывать от 2 до 4 лет — по 2-4 сеанса в неделю. Но долговременный вариант в практике
применяется очень редко, как показывает в том числе и статистика страховых касс, высказывания
экспертов и опросы психотерапевтов (Hutzli & Schneeberger, 1995). Поведенческая и когнитивная
терапия в среднем продолжаются от 30 до 40 часов (Grawe, Caspar & Ambuhl, 1990).
Краткосрочная терапия в норме занимает от 10 до 20 часов, причем это не единственное ее
отличие — она имеет и иные, более близкие цели, чем долговременная терапия (ср. Koss & Shiang,
1994). Длительность лечения нарушенных функций варьирует в больших пределах и зависит от вида
нарушения, например, нарушения речи вследствие церебральных дефектов иной раз лечатся годами.
-
Сфера компетенции психотерапевта (ср. Kessler & Roth, 1980): прямые, медиаторные
методы, методы самопомощи. Прямые методы («power to the therapist»), к которым относятся и
традиционные терапевтические методы, — когда психотерапевты работают напрямую с отдельными
пациентами, парами, группами и т. д. Медиаторная концепция («power to the mediator») подразумевает,
что воздействие направляется не на пациентов непосредственно, а на релевантных лиц. Действуя через
медиаторов и передавая таким образом полномочия специалистов-профессионалов, психотерапевт
старается привлечь непосредственное окружение пациента к терапии или использовать его в помощь
терапии (Perrez, 1988). Для методов самопомощи («power to the person») характерны самоорганизация
индивида, ищущего помощи, и отсутствие специалистов. Специалисты в этом случае только дают
стимул началу терапии (Marks, 1994).
-
Плоскости влияния. Различают интраперсональные функции и паттерны функционирования,
интерперсональные системы (ср. главу 1).
9.2. Классификация по терапевтическим целям
Изрядно устаревшее, но все еще иногда дискутируемое разделение терапии на «инсайт-терапию»
и «поведенческую терапию» (London, 1964) исходит из того, что одни терапевтические направления
ориентированы больше на инсайт (скажем, психоанализ или разговорная психотерапия), а другие — на
поведение.
Соответственно задача терапии первого типа — изменение понимания, а второго —
изменение поведения. Между тем подобное разделение целей на когнитивные (центральные) и
поведенческие (периферические) не адекватно действительности. В поведенческой терапии главную
роль тоже играют инсайт, мотивация и т. д. Даже при таких методах, как экспозиционная терапия
исходят из того, что пациент должен понять, как взаимосвязано его расстройство с терапией. Тем не
менее терапевтические методы можно приблизительно классифицировать, основываясь на том, на
изменение репрезентации или реакции в системе психологической регуляции ориентирован тот или
иной метод. Когнитивное переструктурирование или психоанализ направлены в первую очередь на
изменение когнитивной репрезентации. Но в конечном итоге все существенные психотерапевтические
методы предназначены для устранения психических расстройств (Greve, 1993).
9.3. Классификация форм терапии по теоретическим подходам
И наконец, разберем последний, наиболее часто используемый принцип возможной
классификации, а именно классификацию психотерапевтических методов по школам.
Этот принцип имеет то преимущество, что различные методы обобщаются в зависимости от их
теоретического обоснования, в том виде, как оно излагается самими приверженцами данного подхода;
т. е. критерием классификации является не научная психологическая систематика (например, по
формальным аспектам, критериям показаний, используемым средствам и т. д.), а теоретические идеи и
каузальные атрибуции, выдвинутые самими представителями конкретного подхода. Часто эти подходы
Hosted by uCoz