Navigation bar
  Print document Start Previous page
 412 of 947 
Next page End  

противоположность индивидуализации: руководства описывают эффективные релевантные для
расстройства мероприятия; их осуществление требует более четкого приспособления к индивидуальной
ситуации пациента. Здесь можно говорить о стратегическом и тактическом планировании:
стратегическое планирование означает выбор некоего принципа изменений и основополагающей
стратегии при существующей проблеме (например, какой-то стандартной техники или руководства).
Тактическое же планирование подразумевает конкретное формирование этого терапевтического
принципа в индивидуальном случае. Так, например, очень важным предварительным шагом при
применении конкретных техник является обсуждение с пациентом модели,
которой придерживается
психотерапевт и которая является приемлемой для пациента, и на основании этой модели
вырабатывается окончательная концепция терапии (ср. Reinecker, 1994). Объясняя эту модель, и выводя
терапевтический принцип воздействия совместно с пациентом, психотерапевт, с одной стороны, идет
навстречу потребности пациента в объяснении его проблем (значение для мотивации в
терапевтическом процессе!), а с другой стороны, все действия психотерапевта получают благодаря
этому необходимую прозрачность. Эти два аспекта — учет потребностей пациента и прозрачность в
терапевтическом процессе — образуют важную, хотя еще не достаточную, предпосылку для того,
чтобы пациент почувствовал собственную ответственность за продуктивный самоменеджмент.
Пример. Разъясняя модель пациенту с сильными социальными фобиями, психотерапевт
упоминает о том, как примерно может усугубиться его проблема из-за социальной изоляции,
неподходящих моделей компетентного социального поведения, раннего избегания и возникающего по
этой причине дефицита в социальных навыках и т. п.
Объясняя пациенту терапевтический подход,
психотерапевт ссылается на то, что при соответствующей поддержке пациент сам способен тренировать
социальное поведение, выражающее уверенность в себе, и применять его в соответствующих
социальных ситуациях.
Для описания техник интервенции существуют разные систематики. С прагматической и
теоретической точек зрения прежде всего можно выделить техники контроля стимула, контроля
последствий, а также научения по моделям. Вторая важная группа — это различные когнитивные
методы интервенции, а именно самоконтроль, когнитивно-терапевтические подходы, рационально-
эмотивная терапия, подходы решения проблем, а также тренинги самоинструктирования и прививки
против стресса (см. здесь табл. 22.4.2).
Таблица 22.4.2. Методы поведенческой терапии
Техники контроля над импульсами
Систематическая десенсибилизация (in sensu, in vivo)
Градуированное угасание
Экспозиция и противодействие реакции
Тренинг преодоления страха
Методы наводнения
Парадоксальная интервенция
Техники контроля последствий
Подкрепление ситуативной реакции
Оперантное угасание
Ситуативное управление
Жетонная система
Методы наказания
Лишение подкрепления
Техники научения по моделям
Научение по моделям in vivo
Скрытое научение по моделям
Предъявление символических моделей
Техники самоконтроля
Самонаблюдение
Контроль стимула
Контроль контингентности
Составление договоров
Когнитивные методы
Скрытое обусловливание
Когнитивная терапия (А. Т. Бек)
Рационально-эмотивная терапия (А. Эллис)
Тренинг в решении проблем
Тренинг самоинструктирования
Тренинг прививки против стресса
Hosted by uCoz