Navigation bar
  Print document Start Previous page
 429 of 947 
Next page End  

Когда партнеры находятся в кризисе, это чаще всего распознается по взаимной негативной
интеракции. Доля позитивности (награждающие, подкрепляющие способы поведения) редуцирована по
сравнению с тем, что было раньше, или по сравнению с благополучными парами, а доля негативности
(критика, сарказм, девальвирование и т. д.) повышена (ср. для обзора Bodenmann, 1995a; Gottman, 1994;
Hahlweg, 1986). В результате нормальная интеракция между партнерами делается невозможной и
программируются деструктивные процессы взаимообмена негативными реакциями, которые
подкрепляют друг друга и постепенно становятся все сильнее. На этом фоне тренинг поведенческого
обмена («behavior exchange procedures») нацелен на то, чтобы заново установить и детально разработать
репертуар подкрепляющего поведения. Конкретно поведенческий обмен проходит три этапа. В первой
фазе партнеры должны придумать способы поведения, которые приятны другому; они могут заниматься
этим независимо друг от друга, размышляя о том, что именно могло бы доставить партнеру радость
(поставить себя на место партнера), или составив перечень собственных желаний, в котором каждый
формулирует, какие способы поведения партнера были бы, с его точки зрения, желательны. В любом
случае должны быть указаны конкретные, точно и позитивно сформулированные способы поведения,
которые можно исполнять по возможности ежедневно (приветствия, поцелуи, ласковые прикосновения,
интерес к партнеру, совместная активность и т. д.). Психотерапевт обращает внимание на то, чтобы эти
способы поведения были четко операционализированы, а желания — равноценны.
Следующий шаг — выполнение этих способов поведения. Здесь тоже возможны несколько форм
осуществления, они устанавливаются или свободно, или по типу договоров о поведении. При
свободной форме оставляется на усмотрение самих партнеров — когда и какие желания друг друга они
будут выполнять, в то время как договоры о поведении устанавливают соответствующий момент
времени, длительность и частоту. Для этого могут заключаться «Good Faith Contracting»-
(Weiss,
Birchler & Vencent, 1974) или «Quid pro-Quod»-договоры (Lederer & Jackson, 1972; Stuart, 1969). По
«Good Faith»-договорам оба партнера действуют независимо друг от друга: каждый реализует способы
поведения, желательные для другого, невзирая на то, как ведет себя последний. И напротив, в «Quid-
pro-Quod»-договорах устанавливается, какое поведение одного партнера вызывает в ответ определенное
поведение другого в качестве встречного исполнения и т. д. (Baucom, 1982). В результате позитивные
способы поведения одного служат подкреплением изменений другого, и наоборот.
Поведенческий обмен — это интервенция, которая часто предлагается в начале терапии; с одной
стороны, она способствует чувству долга, обязательствам партнера, а с другой — создает прочный
базис для других, более глубоких и нередко более трудных изменений. Несмотря на то что этот метод
действует, возможно, несколько технически, он помогает парам благодаря структурированному образу
действий вырваться из негативного замкнутого круга и установить новые элементы позитивного обмена
в повседневной жизни, из которых складывается новое общение; в результате появляется возможность
эмоционально сблизиться и дать волю формам собственного спонтанного позитивного отношения. Суть
в том, чтобы установить позитивное поведение, а не редуцировать негативное (что чаще всего
возможно только в более поздней стадии терапии), благодаря чему терапия начинается с задачи,
которая вполне преодолима. Партнерам не приходится осваивать новые способы поведения, а надо
лишь реактивировать уже имеющиеся и повысить частоту их наступления.
2.2. Коммуникативный тренинг
Главная цель в супружеской терапии — улучшение диадной коммуникации. Вне зависимости от
приверженности тому или иному направлению и поведенческие, и психоаналитические, и системные, и
другие подходы (например, анализ трансакции) придают первоочередное значение коммуникации в
партнерстве, хотя действия психотерапевта при этом могут быть разными. Поведенчески
ориентированные подходы помогают парам переучиться и заменить дисфункциональное
коммуникативное поведение функциональным, причем содержательные аспекты приобретают
значимость только тогда, когда партнеры уже овладели формальными правилами коммуникации. За
этим стоит мысль, что говорить о важном эмоциональном содержании и основных аспектах партнерства
можно лишь в том случае, если для этого заданы общие рамки в виде адекватной культуры
коммуникации. По этой причине в коммуникативном тренинге передаются навыки говорения и
слушания, что должно способствовать более высокому обмену позитивными интеракционными
сигналами и редуцировать негативные способы коммуникативного поведения. Главная задача —
добиться открытой, конструктивной и эмоционально конгруэнтной коммуникации (ср. Hahlweg &
Hosted by uCoz