Navigation bar
  Print document Start Previous page
 436 of 947 
Next page End  

Если бы мы взялись в этой статье описывать чрезвычайно широкий и многообразный репертуар
методов различных подходов семейной терапии (работа с метафорами, рефреминг, разговор с
несколькими поколениями, генограмма, скульптура, ритуалы, циркулярные вопросы, позитивная
коннотация и т. д.), то это увело бы нас далеко в сторону. Обзор можно найти в «Handbook of Family
Therapy» Gurman & Kniskern, 1991, который регулярно переиздается в переработанном виде и в котором
обзорно представлены различные подходы (ср. также Jacobson & Gurman, 1986).
В зависимости от теоретической ориентации применяются и другие методы. Так, приверженец
структурного подхода работает на границах между отдельными членами семьи, отдельными
подсистемами и всей системой по отношению к внешнему миру и пытается заново определить и
реорганизовать структуру семьи. Психодинамические подходы концентрируются больше на семейных
связях, поручениях и «посланиях» между поколениями («делегирование полномочий») и семейных
тайнах, пытаются вскрыть их и сделать явными. Если структурные подходы исходят из нормативного
представления о функционирующей семье, а значит, из понятия нормальной семьи, то стратегическая
семейная терапия нацелена непосредственно на изменение поддерживающих условий проблемы и,
«возмущая систему», позволяет организовать ее заново.
Важнейшие вспомогательные средства для
этого — циркулярные вопросы («Как вы полагаете, что думает по этому поводу ваша мать?», «Как вы
думаете, на взгляд вашей жены, у кого более тесные отношения с вашим сыном — у нее или у вас?»), а
также парадоксальные интервенции.
4.2. Парадоксальные интервенции
Парадоксальные интервенции включают в себя такие методы, как предписывание симптомов,
провокационное преувеличение, симуляция симптомов, прогнозирование неудачи и предписывание
рецидива и т. д. Они основаны на предположении, что этиология расстройства не должна быть известна,
но для расстройства исключительно значимы актуальные дисфункциональные паттерны отношений.
Соответственно стратегические интервенции нацелены на изменение констелляций этих отношений.
Задача парадоксальных интервенций — прояснить и изменить скрытые, тайные интеракции, которые
находят выражение в каком-то симптоме. Среди этих методов главную роль играют переименование,
предписывание симптома и установление барьеров (ср., например, Boscolo, Ceccin, Hoffman & Penn,
1987).
Цель переименования — изменить восприятие проблемы семьей, вскрыв лежащие в основе
мотивы и выявив функциональный аспект способов поведения (например, голод переименовывается в
самопожертвование, пациенту с агорафобией предписывается домашний арест и т. д.). Предписывание
симптома базируется на переименовании, психотерапевт предписывает переименование, чтобы пациент
смог осознать тот круг, который и привел к возникновению данного симптома, и тем самым прервать
эту динамику. Благодаря предписыванию симптома тайные правила семьи должны открыться, а тайный
повод к продуцированию симптома — стать безосновательным. Предписывание симптома может при
этом или (а) прямо затронуть суть проблемного интеракционного события, или (б) благодаря
переименованию и опознаванию ситуации быть воспринято семьей как неприемлемое. Таким способом
можно найти доступ к первоначальной теме и разрушить непрямые, тайные правила интеракций. Для
того чтобы парадоксальная интервенция была успешной, необходимо придерживаться предписанных
задач на протяжении несколько сеансов, т. е. установить барьеры, не спешить с изменениями и иметь
системный взгляд на проблему.
4.3. Психологические обучающие подходы в семейной терапии
В рамках семейной терапии, ориентированной на поведенческую терапию, важное место
занимают, в частности, коммуникативный тренинг и тренинг решения проблем, а также
психологические обучающие подходы. Последние играют большую роль и в рамках лечения
психических расстройств (например, шизофрении). При психологическом обучающем подходе семью
информируют об этиологии, течении, лечении и прогнозе психического расстройства, подробно
разбирают чувства вины и неверные представления о причинно-следственных взаимосвязях и
корригируют их, дают советы по преодолению трудной ситуации и улучшают компетентность семьи в
общении и в решении проблем (ср. Goldstein & Miklowitz, 1995). Среди психологических обучающих
подходов особенно важной оказалась работа с паттернами коммуникации семьи, поскольку та манера, в
которой члены семьи эмоционально общаются друг с другом («expressed emotions»), обладает высокой
Hosted by uCoz