Navigation bar
  Print document Start Previous page
 534 of 947 
Next page End  

стороны пациентов и их близких, которые вместо подобных «протезов» хотят получить восстановление
прежнего объема памяти. Они хотели бы разгрузить свою память не с помощью обременительных и, в
их глазах, вскоре становящихся ненужными стратегий, а поддерживать, как им кажется,
продолжающийся процесс выздоровления с помощью ментальных упражнений. Готовность к
применению вспомогательных средств существенно возрастает только в том случае, если
персистирующий остаточный дефицит привел к повторным провалам в памяти. Поэтому уже на ранних
этапах важно объяснить пациенту, что нет никаких оснований считать, что использование
вспомогательных средств препятствует нормализации функций его памяти.
Таким образом, важными предпосылками успешного применения вспомогательных средств
наряду с осознанием самим больным нарушения его памяти являются принятие этих методов
пациентом и его близкими, выбор оптимальной помощи, а также ее систематическое применение.
3.3. Стимуляция
Тренировка памяти с помощью игр и простых упражнений (таких, как воспроизведение списков
слов и коротких текстов) является наиболее распространенным терапевтическим методом (см. рис.
27.3.2).
Рис. 27.3.2. Цели и методы эксперимента по улучшению компонентов памяти
Очень модные сегодня компьютерные тренинговые программы принадлежат по большей части
тоже к этой категории. Но имеющиеся эмпирические данные (например, Prigatano, Fordyce, Zeiner,
Rouche, Pepping & Wood, 1984; Berg, Koning-Haanstra & Deelman, 1991) заставляют очень скептически
отнестись к возможности общего улучшения памяти (например, обратного развития антероградной
амнезии) на основе таких методов. Представление о том, что память можно тренировать так, как будто
это «мускул», представляется слишком оптимистичным. Однако новейшие исследования (см. Sohlberg,
White, Evans & Mateer, 1992) не исключают возможности, что целенаправленный тренинг
проспективных функций памяти может привести к улучшению как проспективных, так и
ретроспективных функций памяти. Поэтому при проведении дальнейшей эмпирической работы особое
внимание необходимо уделять типу упражнений (на ретроспективные или проспективные функции).
Для повышения эффективности стимулирующего подхода может иметь значение также и время его
проведения: исходя из нашего собственного опыта кажется возможным, что после повреждения
головного мозга, на ранних стадиях, стимуляция позволяет добиться таких улучшений памяти, которые
намного превосходят спонтанное восстановление. Правда, при оценке таких эффектов следует
учитывать и возможное «побочное» воздействие одновременного неспецифического тренинга функций
внимания. Ухудшение внимания может и на дальнейших стадиях реабилитации быть причиной многих
проблем, связанных с нарушениями памяти. Поэтому некоторые авторы считают специфический
тренинг внимания составной частью лечения нарушений памяти (например, Sohlberg & Mateer, 1989)
(см. рис. 27.3.2).
Hosted by uCoz