Navigation bar
  Print document Start Previous page
 535 of 947 
Next page End  

3.4. Тренинг стратегий переработки информации
Мы знаем, что здоровые люди могут улучшить свою память с помощью определенных стратегий
усвоения и вызова информации (ср. Wippich, 1984). Попытка добиться более оптимального
использования сохранившихся объемов памяти у пациентов с нарушениями памяти при помощи
подобных или измененных (приспособленных к специальным потребностям таких больных) техник
представляет собой сложную задачу терапевтического исследования (подробное описание такой
«внутренней» помощи см. у Moffat, 1984; Wilson, 1995).
Вышеупомянутые стратегии применяются фактически в двух сферах: во-первых, при заучивании
и запоминании отдельных единиц информации (преимущественно вербальных) и, во-вторых, при
переработке текстов. При этом в качестве теоретической базы предлагается использовать
психологические модели памяти, которые подчеркивают значение процессов переработки информации
(как это делается, например, в рамках «levels of processing»-подхода; Craik & Lockhart, 1972), в
соответствии с которым «глубокая» семантическая и детальная переработка информации приводит к
особенно хорошим результатам тренинга памяти. С помощью таких теорий можно проверить, с одной
стороны, применяются ли неэффективные стратегии или приводит ли оптимальное оперирование
материалом к улучшению функций памяти, а с другой стороны, заучиваются ли эти эффективные
стратегии и применяются ли они в повседневной жизни.
В рамках более старых теорий амнезии считались последствиями нарушений процессов
восприятия информации (кодирования), сохранения (консолидации) или вызова информации
(«retrieval»). Но в последнее время на первый план выдвинулось взаимодействие этих процессов
переработки информации (ср., например, Salmon & Butters, 1987). Оказывается, у больных, страдающих
амнезией, есть особые проблемы при сохранении эпизодической информации. Речь идет о личных
переживаниях или об их временно-контекстуальном расположении (см. главу 27.2). Предполагают, что
в отличие от здоровых людей у таких больных временно-контекстуальная информация воспроизводится
не автоматически. Поэтому возникают проблемы при вспоминании пережитого, так как пережитые
события не могут быть вызваны посредством контекстных маркировок. Эти связи и нужно учитывать
при тренинге: в учебной ситуации пациент должен сознательно заучивать необходимую для вызова
контекстуальную информацию. Кроме того, оказывается целесообразным связывать новую
информацию, по возможности самыми различными способами, с уже имеющимися знаниями. Чем
крепче эта связь, тем быстрее и надежнее должен производиться вызов информации на фоне сетевых
моделей (ср. Klimesch, 1994).
В ряде работ исследуется стимулирующий эффект вербальных стратегий у больных с
нарушениями памяти. К техникам, которые привлекаются для запоминания или вспоминания
нескольких изолированных друг от друга, но входящих в одну категорию единиц информации,
причисляют:
-
организацию по звучанию или семантике (кластерная организация, например составление
списка продуктов по рубрикам «овощи», «молочные продукты» и т. д.);
-
включение их в предложения, рифмы или истории;
-
связь двух слов при помощи вербального посредника (например, использование «мостика»
Hand («рука») при заучивании пары Uhr—Handschuhe («часыперчатка»);
-
использование начальных букв или сокращений (аббревиатур) в качестве вспомогательных
средств (например, если целенаправленно заучивать начальные буквы имен, то в случае возникновения
проблем с вызовом данной информации можно систематически просматривать алфавит в поисках
подсказки. Такая аббревиатура, как BAFOG (Bundes Ausbildungs Forderungs Gesetz «Федеральный закон
поддержки образования») может облегчить припоминание сложного содержания. Иногда вербальные
стратегии комбинируются и со зрительными представлениями. Различными авторами были описаны
похожие техники улучшения функций памяти применительно к текстовой информации. Речь идет о
вариантах PQRST — техники Робинсона (Robinson, 1970). В соответствии с ней сначала осуществляют
предварительный просмотр текста (Preview);
опираясь на него, формулируют вопросы к тексту
(Question);
затем внимательно читают его (Read), повторяют содержание (State) и, наконец, проверяют
себя с помощью уже составленных вопросов (Test). Первое сообщение об успешном применении этой
техники среди пациентов с нарушениями памяти см. в кн. Glasgow, Zeiss, Barrera & Lewinsohn, 1977 (ср.
прим. 27.3.2). Уилсон (Wilson, 1987) показывает, что стимулирующий эффект этого метода обусловлен
не только тем, что на обработку текста отводится больше времени.
Hosted by uCoz