Navigation bar
  Print document Start Previous page
 567 of 947 
Next page End  

пережил значительное снижение позитивного подкрепления, что привело к заметному ограничению
активности (например, уход, неуверенная манера держать себя) и явному уменьшению шансов получить
позитивное подкрепление. Очень низкий уровень активности ухудшает настроение и угнетает человека;
тот, кто пребывает в подавленном настроении, склонен к тому, чтобы не быть активным, а значит, у
него уменьшается вероятность пережить в своей жизни какое-либо позитивное событие. Поэтому
повышение позитивной активности имеет большое значение, так как пациент благодаря ему может
получить положительное подкрепление и разорвать порочный круг. Позитивная активность
заключается, например, в запланированной активности (например, принятие пищи, встречи с друзьями).
В терапии важно выдержать уравновешенное соотношение между нейтральной и в зависимости от
обстоятельств неприятной деятельностью («должного»), с одной стороны, и позитивно-приятной
деятельностью — с другой. Кроме того, пациент должен отказаться от вызывающего депрессию типа
поведения (например, грубости, ухода в себя, автоматизированных негативных интерпретаций,
иррациональных убеждений). В ходе терапии ориентируются прежде всего на позитивную активность и
стараются ее как можно точнее спланировать (например, в виде ежедневных и еженедельных планов), а
также затем и поэтапно ее исполнить со все возрастающей степенью сложности. Опыт, который при
этом приобретает пациент, обсуждается согласно принципам поведенческой терапии и анализируется с
учетом когнитивной теории депрессии. При этом важно определить тип поведения, провоцирующий
депрессию, и постепенно научиться лучше его контролировать. Формирование активности можно
поддержать с помощью тренинга социальных навыков (например, умения выражать свои желания,
воспринимать критику, устанавливать контакты).
3. Заключение
На сегодняшний день методы интервенции при расстройствах научения претерпевают
отчетливые изменения, в которых все больше берет верх понимание того, что собственная цель этих
мероприятий состоит в стимулировании развития. Для конкретной терапевтической цели это означает
«научиться учиться». Поэтому особое значение приобретает содержание стратегически-
метакогнитивного вмешательства. Как известно, это стимулирование развития особенно показано при
общих расстройствах научения (например, задержке умственного развития). Здесь можно
воспользоваться интервенционными концепциями или программами, которые используют клинико-
психологический подход и одновременно принимают во внимание принципы когнитивной теории или
информационной психологии. К сожалению, для устранения затруднений при овладении навыками,
которые возникают вместе с гериатрическими психическими расстройствами, апробированных
программ нет, так что здесь перед лицом развития демоскопии еще многое предстоит сделать.
Методы интервенции при расстройствах научения, обусловленных патологическими
индивидуальными предпосылками, по большей части основаны на традиционной поведенческой
терапии тревожных расстройств, а также на терапии депрессий.
4. Литература
Betz, D. & Breuninger, H. (1987). Teuf eiskreis Lernstorungen. Theoretische Grundlegung und
Standardprogramm. Munchen: Urban & Schwarzenberg.
Biran, M. & Wilson, G. T. (1981). Treatment of phobic disorders using cognitive and exposure modeis:
A self efficacy analysis. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 49, 886-899.
Brack, M. (1993) (Hrsg.). Fruhdiagnostik und Fruhtherapie. Weinheim: Psychologie Verlags Union.
Brown, A. L., Campione, J. C. & Barclay, C. R.(1979). Training self-checking routines
for estimating
test readiness: Generalization from list learning to prose recall. Child Development, 50, 501-512.
Brown, A. L. & Palincsar, A. S. (1987). Reciprocal teaching of comprehension strategies: A natural
history of one program for enhancing learning. In J. D. Day &
J. G. Borkowski (Eds.), Intelligence
and
exceptionality:
New
directions
for
theory,
assessment, instructional practices (pp. 81-132). Norwood, New
Jersey: Ablex.
DeCharms, R. (1976). Enhancing motivation: Chance in the classroom. New York: Irvington.
Duckan, J. F. (1986). Language intervention through sensemaking and finetuning. In R. Schiefelbusch
(Ed.), Communicative competence: Assessment and language intervention (pp. 187-212). Baltimore:
Universitiy Park Press.
Ellis, E. S. (1993). Integrative strategy instruction: A potential modell for teaching content area subjects
Hosted by uCoz