Navigation bar
  Print document Start Previous page
 579 of 947 
Next page End  

категоризации раздражителей. Кроме того, изменения на клеточном уровне (образование бляшек при
болезни Альцгеймера, клеточная дегенерация при болезни Паркинсона, гиперактивность или
нарушения некоторых областей коры головного мозга при шизофрении) способствуют нарушению
основных способностей.
2.2. Формальные расстройства мышления
Формальные расстройства мышления возникают прежде всего при психозах (например,
шизофрении, деменции); они в основном отражаются на способности делать формальные
умозаключения (на дедуктивном мышлении). Нарушается упорядочение содержаний мышления и их
внутренняя логика; вследствие этого происходят сбои в переработке информации и в выработке
реалистичных умозаключений. При шизофрении такие формальные расстройства мышления
проявляются, например, как бессвязность мышления (основные мысли, представления и фрагменты
мыслей плохо связаны друг с другом), разорванность мышления (строгость размышлений может
поддерживаться лишь в течение непродолжительного времени; пациент руководствуется, например,
ассоциациями), а также ассоциативный ход мышления (мышление не имеет внутренней структуры, а
руководствуется периферическими признаками, такими, как, например, звуковое сходство). Эти
расстройства мышления — прежде всего при шизофрении — объясняются гиперактивностью или
нарушениями в некоторых областях коры головного мозга (Birbaumer & Schmidt, 1996); они ведут к
тому, что нарушается процесс мышления в решающих и основополагающих областях (см. раздел 2.1).
2.3. Содержательные расстройства мышления
Содержательные расстройства мышления заключаются в том, что мышление исходит из ложных
положений, переоценивая одни из них и недооценивая другие, а поэтому приходит к неверным выводам
и образованию ложных понятий (например, при бреде, галлюцинациях, искаженных представлений о
реальности). Нарушается в основном не сам процесс мышления, а категоризация и объяснение событий
внешнего мира; вследствие этого окружающий мир воспринимается причудливым и необычным
образом. Этому содействуют прежде всего уже описанные общие когнитивные расстройства, которые
за счет ослабления ассоциативных связей между рече-концептуальными комплексами и слабой
селекции внешних раздражителей из-за слабости системы восприятия при одновременно повышенной
активности дофаминергической системы стимуляции приводят к восприятию кратковременной
памятью нерелевантной информации. Вследствие этого событиям и содержаниям памяти придается
преувеличенное значение (так, например, перешептывания в группе воспринимаются как заговор; см.
Birbaumer & Schmidt, 1996).
2.4. Недостаточная системная регуляция, метакогниция
Мышление рассматривается как переработка информации; для нее (наряду с другими
компонентами) необходимы также регулирующие и контролирующие систему инстанции. Сложные
мыслительные акты и процессы решения проблем основываются на следовании некоторому общему
плану, при этом осмысливаются и анализируются ситуации, цели, пути решений и т. п. с различной
степенью конкретности. Эти процессы протекают широко и дифференцированно: например,
одновременная обработка нескольких аспектов проблемы, поиск информации, координация конкретных
шагов. Чтобы при этом поддержать общую репрезентацию проблемы, необходимо метакогнитивное
опосредование (например, самоинструктирование, обращение к самому себе с вопросами «Как мне
теперь быть?», «Что я еще не учел?»). Эти метакогнитивные рассуждения способствуют поиску
решения, содействуя процессу познания и регулируя процесс решения. Лица, не способные управлять
своим поведением в сложных, открытых и конфликтных ситуациях с помощью метакогнитивных
процессов, естественно, чаще останавливаются на неудачных решениях. Недостаточная системная
регуляция может быть обусловлена повреждениями лобных долей головного мозга (например, из-за
ишемического инсульта, опухоли, энцефалита, травмы). Они ведут к нарушениям дивергентного
мышления, неспособности контролировать свои реакции, недостаточной саморегуляции, нарушениям
ассоциативного научения и внимания, а также недостаточной дискриминативной способности
(Birbaumer & Schmidt, 1996). В этой связи необходимо подчеркнуть, что интеллектуальные способности
человека, решающего проблему, также оказывают влияние на решение проблем (см. Meltzer, Solomon,
Hosted by uCoz