Navigation bar
  Print document Start Previous page
 595 of 947 
Next page End  

действовать последовательно, шаг за шагом, достаточно точно определять суть проблемы, продумывать
большое количество вариантов решения; см. Berardi, Buyer & Dominowski, 1995; D'Zurilla & Nezu,
1980);
-
клиентами усваивается понимание перспективы, они учатся ориентироваться в том, что может
произойти (например, понимание, что проблемы необходимо решать активно и без промедления, с
учетом стратегических перспектив; см. Cunningham, Davis, Bremner, Dunn & Rzasa, 1993).
Чтобы этого достичь, психотерапевт должен выполнить два дополнительных требования:
1)
Его действия должны быть структурированы, эффективны и отчетливо соотнесены с целью
или даже ограничены целью. Ясно, что такие психотерапевты преследуют долговременные цели и их
поведение более явно (см. Luborsky, McLellan, Woody, O'Brien & Auerbach, 1985, Schulte, Kunzel,
Pepping & Schulte-Bahrenberg, 1991). Поэтому так называемый пакет лечебных программ оказывается
менее эффективным (см. Saile, 1996), вероятно, потому, что отдельные цели терапии не достаточно
точно воспринимаются клиентами.
2)
Освоение понимания перспективы и ориентировки в ней, напротив, зависит от степени
собственной активности клиентов, что в процессе терапии регулируется с помощью домашних заданий,
фазы переноса, разъяснительных бесед и групповых дискуссий.
Кроме того, известно, что эффективность заметно улучшается при использовании социально-
экологического окружения (например, приобщении родственников, изменении структур коммуникации
и институциональных условий; см. выше о влиянии на систему).
Так как у подростков с низким уровнем интеллекта и людей с низким образованием, как правило,
наблюдается низкая эффективность по сравнению с группами, которым свойственны более высокие
показатели этих переменных, то для этих групп необходимо планировать курс лечения с большей
длительностью и с большим количеством этапов.
4. Литература
Baer, R. A. & Nietzel, M. T. (1991). Cognitive and behavioral treatment of impulsivity in children: A
meta-analytic review of the outcome literature. Journal of Clinical Child Psychology, 20, 400-412.
Berardi, C. B., Buyer, L. S., Dominowski, R. L. & Rellinger, E. R. (1995). Metacognition and problem
solving: A process-oriented approach. Journal of Experimental Psychology Learning, Memory and Cognition,
21, 205-223.
Bradshaw, W. H. (1993). Coping-skills training versus a problem-solving approach with schizophrenic
patients. Hospital and Community Psychiatry, 44, 1102-1104.
Cunningham, C. E., Davis, J. R., Bremner, R., Dunn, K. W. & Rzasa, T. (1993). Coping modeling
problem solving versus mastery modeling: Effects on adherence, insession process, and skill acquisition in a
residental parent-training program. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 61, 871-877.
D'Zurilla, T. J. & Goldfried, M. R. (1971). Problem-solving and behavior modification. Journal of
Abnormal Psychology, 27, 107-126.
D'Zurilla, T. J. & Goldfried, M. R. (1971). Problem-solving and behavior modification. Journal of
Abnormal Psychology, 27, 107-126.
D'Zurilla, T. J. & Nezu, A. (1980). A study of generation-of-alternatives-process in social problem-
solving. Cognitive Therapy and Research, 4, 57-72.
D'Zurilla, T. J. (1986). Problem-solving therapy: A social competence approach to clinical intervention.
New York: Springer.
D'Zurilla, T. J. (1990a). Problem-solving therapy:
A social competence approach to clinical
intervention. New York: Springer.
D'Zurilla, T. J. (1990b). Problem-solving training for effective stress management and prevention.
Journal of Cognitive Psychotherapy, 4, 372-354.
Fry, P. S. & Wong, P. T. (1991). Pain management training in the elderly: Matching interventions with
subjects' coping styles. Stress-Medicine; 7, 93-98.
Getter, H., Litt, M. D., Kadden, R. M. & Cooney, N. L. (1992). Measuring treatment process in coping
skills and interactional group therapies for alcoholism. International Journal of Group Psychotherapy, 42, 419-
430.
Godde, T. &
Tent, L. (1989). Uber die Wirksamkeit eines psychologischen Trainingsprogrammes fur
hirngeschadigte Alkoholiker. Zeitschrift fur Klinische Psychologie, Forschung und Praxis, 18, 215-229.
Goldstein, M. J. (1994). Psychoeducational and family therapy in relapse prevention. Lundbeck
Hosted by uCoz