Navigation bar
  Print document Start Previous page
 846 of 947 
Next page End  

делинквентность (Warschburger & Petermann, 1997). Также и исследованиям совместного возникновения
различных расстройств, так называемым исследованиям коморбидности, придается все больше
значения. Анализ эмпирических данных показывает, например, что при аутистических расстройствах
70% детей обнаруживают умственную недостаточность, а в подростковом возрасте у трети возникает
эпилепсия (см. Kusch & Petermann, 1991). Примерно у 36% тревожных детей выявляются по крайней
мере два тревожных расстройства, около 15% страдают еще и депрессией (Essau & Petermann, 1996). В
таких случаях вышеупомянутые терапевтические комплексы являются необходимыми.
Ниже мы рассмотрим основы, цели и конкретные подходы терапии некоторых расстройств. Мы
ограничимся тремя нарушениями поведения (агрессивность, гиперактивность/невнимание, социальная
неуверенность) и одним нарушением развития (аутизм). В заключение мы выскажем некоторые
соображения по следующим темам: профилактика и медиаторный подход, семейная интервенция,
фармакотерапия и обобщение результатов.
2. Агрессивность
2.1. Основы и цели
У агрессивных детей, как правило, наблюдается искаженная и неадекватная переработка
информации, что приводит к неправильной интерпретации социальных ситуаций (см. Petermann &
Petermann, 1994; Petermann & Warschburger, 1996). Для социального восприятия таких детей типично то,
что они располагают небольшим количеством альтернативных решений межличностных проблем,
сильнее концентрируются на целях, чем на средствах и путях их достижения и нечувствительны к
конфликтным ситуациям. Их восприятие себя и других зачастую искажено, и у них наблюдается
отчетливая дефицитарность при столкновении с проблемами и фрустрациями (Petermann &
Warschburger, 1996). Поэтому основная задача при планировании «лечения агрессивности» состоит в
том, чтобы привить агрессивным детям новые социальные навыки, которые сделали бы агрессивность в
качестве средства формирования межличностных контактов излишней и улучшили их социальное
восприятие.
2.2. Конкретные подходы
Многие исследователи подчеркивают, что достичь долговременного, стабильного изменения
поведения агрессивных детей крайне сложно, что не в последнюю очередь связано с недостаточной
готовностью к терапии, часто поздним началом терапии и множеством нарушенных сфер жизни (см.
Petermann & Warschburger, 1996). Те комплексные поведенческие терапевтические программы, которые
ориентированы на как можно более раннее начало лечения, достигают наилучших результатов
(Petermann & Petermann, 1994, 1996а). Поэтому при дальнейшем изложении этим методам будет
уделяться больше всего внимания.
Целью одного из интересных подходов (Feindler & Ecton, 1986) было научить агрессивных детей
обращаться с негативными эмоциями (гневом или яростью). При разработке тренинга контроля над
гневом авторы исходили из того, что на агрессию существенное влияние оказывают гнев и ярость. Они
пытались последовательно канализировать эти чувства до начала агрессивного конфликта. Согласно
этому подходу, «автоматизм гнев/ярость — агрессия» можно прервать в три этапа: во-первых, когда
агрессивные дети ищут и воспринимают альтернативное поведение, во-вторых, когда они его
тренируют и со временем закрепляют, и, в-третьих, когда они реализуют его и в усложненных условиях
(ярость/гнев).
Эти этапы осуществляются с помощью ролевых игр, в ходе которых агрессивные дети учатся по-
новому оценивать ситуацию, которая до сих пор была связана с агрессией.
Комплексный тренинг для детей предложила рабочая группа А. П. Гольдштейна (Goldstein &
Keller, 1987). Авторы исходили из того, что агрессивное поведение соответствует характерной
поведенческой последовательности: сначала событие интерпретируется ребенком как аверсивное, это
ведет к повышенному аффективному возбуждению; и так как у агрессивного ребенка отсутствуют
коммуникативные и просоциальные навыки адекватного совладания с такими событиями, возникает
агрессивное поведение. Гольдштейн и Келлер (Goldstein & Keller, 1987) перечислили шесть
последовательных звеньев, которые предопределяют, возникнет агрессивное поведение или нет.
Каждому звену соответствует конкретный подход (см. табл. 39.2.1).
Hosted by uCoz