Navigation bar
  Print document Start Previous page
 847 of 947 
Next page End  

Таблица 39.2.1. Последовательность модификации поведения (Goldstein & Keller, 1987)
Последовательность звеньев
Конкретные подходы
(1)
Чрезмерный гнев при повседневных
переживаниях
(1) Тренинг контроля над гневом
(2) Повышенное аффективное возбуждение
(2) Тренинг релаксации
(3) Нарушенная коммуникация
(3) Коммуникативный тренинг/ заключение
контрактов о поведении
(4) Недостаточный контроль над
контингентностями
(4) Тренинг управления контингентностями
(5) Недостаточные просоциальные навыки
(5) Тренинг просоциальных навыков
(6) Недостаточная способность оценивать
просоциальное поведение
(6) Тренинг просоциального оценивания
Наряду с уже описанным тренингом контроля над гневом (Feindler & Ecton, 1986), главным
образом в целях уменьшения моторного беспокойства и снижения уровня возбуждения агрессивных
детей, можно использовать и методы релаксации. Гольдштейн и Келлер (Goldstein & Keller, 1987),
например, рекомендуют метод прогрессирующей релаксации Джекобсона. Петерманн и Петерманн
(Petermann & Petermann, 1996b) специально для маленьких детей разработали кратковременную
релаксацию, проводимую с помощью картинок («История капитана Немо»), в основе которой лежит
аутогенный тренинг.
Другие авторы (например, Camp & Bash, 1985; Kendall & Braswell, 1985) рекомендуют улучшать
у агрессивных детей навыки решения проблем. Такой тренинг способен изменить когнитивные
процессы переработки информации, лежащие в основе неадекватного поведения, т. е. процессы
восприятия, атрибуции, разговоры с самим собой, ожидания, стратегии решения проблем и т. п. Цель —
сделать возможным использование детьми в проблемных ситуациях альтернативного поведения. Для
этого обращается внимание на то, как ребенок воспринимает и оценивает какое-либо событие в какой-
либо ситуации. В результате тренинга ребенок осваивает методы, с помощью которых он постепенно
сможет решить свои проблемы; используются, например, самоинструктирование и самоуправление.
Тренинг содержит структурирующие требования в игровой форме и когнитивные задания, постепенно
уподобляющиеся повседневным проблемам ребенка. Психотерапевт играет во время тренинга активную
роль, демонстрируя ребенку стратегии самоинструктирования. Для того чтобы ребенок мог перенять и
усвоить стратегии решения проблем, используются различные методы поведенческой терапии
(например, научение по моделям, ролевые игры, домашние задания).
Петерманн и Петерманн (Petermann & Petermann, 1994) объединили отдельные эффективные
тренинговые стратегии и различные тренинги в единый комплекс. Этот комплекс несколько шире
обычных стратегий для детей и комбинирует индивидуальный и групповой тренинг для агрессивных
детей с систематической работой с родителями. С помощью тренинга достигаются следующие цели:
- привычное восприятие изменяется за счет дифференцированного самонаблюдения и
наблюдения другими;
- тренируется адекватное самоутверждение как альтернатива агрессивности, а также кооперация
и оказание помощи как альтернативное поведение;
- уменьшается привычка к агрессивному поведению на основе новых решений проблем, которые
ребенок усваивает в ролевой игре;
- подкрепляется потенциал торможения за счет эмпатии, поскольку демонстрируется, каково
бывает жертвам агрессивных действий;
- формируется самоконтроль;
- по-новому оцениваются возможные последствия за счет рефлексии в ходе ролевой игры и
реализации приобретенного поведения в повседневной жизни.
Тренинг разработан для детей от 7 до 13 лет и проводится еженедельно в течение шести месяцев.
Для агрессивных и/или делинквентных подростков существует более структурированный вариант этой
программы (Petermann & Petermann, 1996a). Контроль терапевтической эффективности подтверждает
как кратковременный, так и долговременный эффект (Petermann, 1994), который проявляется в
редукции агрессивного поведения и улучшении просоциальных навыков. В то время как для успешного
тренинга маленьких детей очень важна совместная работа с родителями, по мере взросления детей
успех все больше зависит от того, удается ли вовлечь в тренинг социальное окружение, прежде всего
Hosted by uCoz