Navigation bar
  Print document Start Previous page
 857 of 947 
Next page End  

того чтобы терапевтически повлиять на семью, необязательно воздействовать на ярко выраженное
проблемное поведение. При планировании интервенции в центре внимания находятся комплексные
семейные связи, причем специфические терапевтические стратегии выводятся из исследований
семейного взаимодействия, основанных на теории научения (см. Patterson et al., 1990).
Психотерапевт при проведении функциональной семейной терапии добивается того, чтобы вся
семья осознала функции, которые поддерживают поведенческую проблему в семье. При этом
психотерапевт показывает членам семьи, как они влияют друг на друга в повседневной жизни. Однако
он обязательно должен учитывать ту проблему, из-за которой семья обратилась за помощью. Если
семье удастся выработать альтернативный взгляд на проблему, то она сможет конструктивно ее
преодолеть. Основными целями являются улучшенный обмен между членами семьи и более частое
взаимное позитивное подкрепление; более частными целями являются:
- ясные паттерны коммуникации в семье;
- выражение потребностей;
- конструктивные беседы;
- разработка альтернативных решений поведенческих проблем.
Эмпирические исследования подтверждают, что успех функциональной семейной терапии
зависит от структурированности подхода и отношений, которые формирует психотерапевт между
членами семьи (см. Morris et al., 1988). В сравнительных исследованиях форм терапии этот подход
показывает лучшие результаты, чем клиенто-центрированные и психодинамические методы (см. Kazdin,
1988).
8. Фармакотерапия
8.1. Основы и цели
Использование фармакотерапии для лечения нарушений поведения долгое время критиковалось
из-за того, что ее воздействие кратковременно и индивидуально и нельзя прогнозировать
долговременный эффект (см. Henker & Wahlen, 1989). При этом чаще всего называют следующие
серьезные недостатки фармакологического лечения детей:
- серьезная опасность возникновения зависимости от лекарств или стремления решать
поведенческие проблемы исключительно с их помощью;
- существенные проблемы терапевтического сотрудничества (около двух третей детей
принимают лекарство нерегулярно, см. Henker & Wahlen, 1989; Perrez & Burckhardt, 1987);
- более частое возникновение парадоксальных эффектов, чем у взрослых.
Поэтому медикаментозное лечение в детском и подростковом возрасте должно очень тщательно
планироваться и применяться вместе с психотерапевтическими мероприятиями (например, детской
поведенческой терапией). Такая комбинация поведенческой терапии с фармакотерапией может быть
наиболее эффективной. Согласно Шмидту и Бринку (Schmidt & Brink, 1995), фармакотерапия может
использоваться как дополнительная подготовка к поведенческой терапии, как ее поддержка или как
средство стабилизации ее эффекта (см. табл. 39.2.5). Так, например, ребенка с ярко выраженным
страхом перед разлукой можно подготовить к систематической десенсибилизации и техникам
самоконтроля, используя предварительно медикаментозное лечение, которое редуцирует тревогу и
напряжение. Чтобы поддержать эффективность поведенческой терапии аутичных детей, можно
использовать лекарственные препараты для уменьшения сильного аутоагрессивного или стереотипного
поведения. Можно стабилизировать долговременный успех терапии гиперактивных детей, повышая
степень самоконтроля и самоэффективности за счет комбинации когнитивных методов с терапией
стимуляторами.
Таблица 39.2.5. Обзор механизмов воздействия комбинированной поведенческой терапии и
фармакотерапии (изменено по Schmidt & Brink, 1995)
Подготовка к поведенческой
терапии
Поддержка поведенческой
терапии
Стабилизация эффекта
поведенческой терапии
Снижение интенсивности
поведения
Снижение интенсивности
поведения
Улучшение регуляции поведения
и самоконтроля
Улучшение регуляции поведения
и самоконтроля
Снижение частоты проявления
поведения
Снижение частоты проявления
поведения или профилактика
Hosted by uCoz