Navigation bar
  Print document Start Previous page
 858 of 947 
Next page End  

рецидивов
Редукция тревоги и напряжения
Редукция тревоги и напряжения
Усиление самоэффективности
Чаще всего фармакотерапия применяется для воздействия на гиперактивность и аутизм, поэтому
ниже мы рассмотрим эти расстройства.
Как сообщается в одном обзоре (Dopfner, Lehmkuhl & Roth, 1996), фармакотерапия с большим
успехом применяется при гиперактивности. Согласно исследованиям, эффект фармакотерапии при
агрессивности и социальной уверенности довольно противоречив и кратковремен (см. Campbell &
Spencer, 1988; Essau & Petermann, 1996). Фармакологическое лечение агрессивных и гиперактивных
детей, которым не помогли психотерапевтические мероприятия, тоже зарекомендовало себя как
успешное (см. Speltz, Varley, Peterson & Beilke, 1988). Применение фармакологически активных веществ
должно быть внимательно рассмотрено с точки зрения неврологически-психологических зависимостей.
Лечение химически активными веществами лишь тогда является целесообразным, когда (исходя из
специфической неврологической гипотезы) можно точно установить наличие психологического
эффекта.
8.2. Конкретные подходы
8.2.1. Фармакологическое лечение гиперактивности
Уже начиная с 60-х годов известно, что психостимуляторы, т. е. вещества, активизирующие
ЦНС, оказывают парадоксальное воздействие на нарушения поведения. Парадоксальным этот эффект
называется потому, что стимуляторы (главным образом метилфенидат, торговое название — риталин)
производят успокаивающий эффект на гиперактивных детей, что идет вразрез с их обычным
воздействием. Новейшие исследования сообщают, что лечение стимуляторами успешно примерно у 70-
90% подростков, причем прежде всего это проявляется в редукции ядерных симптомов, таких как
моторное беспокойство и нарушения внимания. Раппорт и др. (Rapport et al., 1994) даже сообщают о
нормализации внимания и поведения в школе у 78% детей, прошедших лечение. У детей младше 5 лет
показатель позитивных результатов составил около 50% (см. также обзоры Barkley, 1990; Dopfner,
Lehmkuhl & Roth, 1996). На побочные эффекты существуют противоположные точки зрения: в то время
как некоторые авторы (например, Perrez & Burkhard, 1987) настоятельно предупреждают о
возникновении побочных эффектов (например, расстройство сна, потери аппетита и головных болей) в
случае продолжительного приема лекарств и высокой дозировки, другие (например, Dopfner et al., 1996)
считают такую опасность незначительной. Появление тика, который может обостриться из-за приема
стимуляторов, является опровержением последнего высказывания. В этой связи достойно внимания и
мнение группы соавторов (Brown, Borden, Wynne, Spunt & Clingerman, 1987) о том, что при
фармакотерапии нужно исходить из намного более низкой готовности ребенка к терапии, чем при
психотерапии, где личный контакт между психотерапевтом и ребенком намного интенсивнее.
В качестве позитивного эффекта фармакотерапии следует прежде всего назвать улучшение
способности к концентрации внимания, уменьшение импульсивности, а также улучшение школьной
успеваемости и редукцию гиперкинетического и импульсивного поведения, а также улучшение
социальной интеракции (Henker & Wahlen, 1989; Rapport, Denney, DuPaul & Gardner, 1994).
Сравнительные исследования фармакотерапии и психологических мероприятий при
гиперактивности показывают, что при фармакотерапии школьная успеваемость не улучшается, но
создаются благоприятные предпосылки для этого улучшения, поскольку повышается выносливость и
тщательность выполнения заданий (см. Douglas, 1989). Стимуляторы влияют на некоторые
фундаментальные когнитивные процессы, например на внимание и память, однако они ни
кратковременно, ни долговременно не изменяют мотивацию и установки к учебе и не могут
компенсировать отсутствующие навыки (Henker & Wahlen, 1989). Таким образом, хотя фармакотерапия
и эффективна при лечении гиперактивных детей, ее эффект скорее кратковременный; так, например,
эффект после приема небольшой дозы метилфенидата длится от 30 минут до 5 часов.
Поэтому больших терапевтических успехов сегодня ожидают скорее от мультимодального
лечения, т. е. от комбинации стимуляторов и поведенческой терапии. Однако во многих исследованиях
превосходство мультимодальной интервенции над исключительно терапией стимуляторами было
признано весьма незначительным (Gittelmann-Klein & Abikoff, 1989; Ialongo et al., 1993). Правда, если
Hosted by uCoz