Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 947 
Next page End  

возрастающего контроля и сохранения status quo на каждом факультете не только ввести должность
преподавателя по этике, но и назначить компетентное лицо для обсуждения этических вопросов в сфере
исследования; впрочем, обе эти обязанности мог бы совмещать один человек. Здесь тоже, в свою
очередь, представляется целесообразной кооперация с медициной, с защитой данных университета или
все большим количеством специальностей в обслуживающей сфере.
В психологическом консультировании и психотерапии нужно предпринимать интенсивные и
систематические меры, чтобы остановить разрастание «специальных этик» разных школ (Reiter-Theil,
1988, 1996). Важный стимул к этому дают и актуальные усилия, предпринимаемые, чтобы
гарантировать качество в психотерапии. Если современная тенденция сохранится, то клиническим
психологам и психотерапевтам придется хранить в памяти весь пакет этических рекомендаций, идущих
вразрез или противоречащих друг другу и к тому же содержащих пустые формулы, ценность которых
более чем сомнительна. Это положение в психологии в целом, да и вообще в здравоохранении,
недопустимо, и его нельзя оправдать. В поиске конструктивных подходов напрашивается гипотеза, что
этот «этический Вавилон» есть следствие недостаточного качества образования, специализации и
повышения квалификации и что тщетность поисков компетентных лиц для обсуждения этических
вопросов или преподавателей по этике на факультетах и в различных союзах толкает к тому, чтобы
формулировать этические кодексы как своего рода самопомощь. Соответственно сюда бы и приложить
усилия. Мультипрофессиональность психотерапии — еще одна причина того, что директивы,
специфические для определенной профессии, как и директивы союза Немецких психологов, не могут
полностью охватить и интегрировать все то, что относится к понятию этики. Это тем более относится к
щекотливой ситуации в Германии, связанной с недостаточным правовым регламентированием
психологии и неврачебной психотерапии. Но итог анализа этой проблемы — не требование чего-то
вроде «единой этики», а вывод, что без целенаправленной и координированной инициативы нельзя
справиться с современным хаосом. А без этого мы рискуем репутацией психологии и клинической
психологии.
7. Литература
Beauchamp, T. L & Childress, J. F. (1989). Principles of Biomedical Ethics (3. Aufl.). Oxford: Oxford
University Press.
Bockenheimer-Lucius, G. (1995). Die «Bioethik-Konvention» — Entwicklung und gegenwartiger Stand
der Kontroverse. Ethik in der Medizin, 7, 146-153.
Cohen, C. P., Naimark, H. (1991). United Nations Convention on the Rights of the Child. American
Psychologist 46, 60-65.
Dsubanko-Obermayr, K. & Baumann, U. (1998). Informed consent in psychotherapy: demands and
reality. Psychotherapy research, 8, 231-247.
Eckart, W. (1990). Geschichte der Medizin. Berlin: Springer.
Eich, H., Reiter, L. & Reiter-Theil, S. (1997). Informierte Zustimmung in der Psychotherapie —
einmalige Handlung oder kontinuierlicher Proze?? Ethische Uberlegungen anhand einer Kasuistik zur
Kindesmi?handlung. Psychotherapeut 42, 369-375.
Ermann, M., Janta, B. & Riedel, P. (1985). Wertvorstellungen von Psychotherapeuten, Kandidaten und
Studenten. Psychotherapie, Medizinische Psychologie, 35, 189-192.
Faden, R. & Beauchamp, T. L. (1986). A History and Theory of Informed Consent. Oxford: Oxford
University Press.
Goolishian, H. A. & Anderson, H. (1997). Menschliche Systeme. Vor welche Probleme sie uns stellen
und wie wir mit ihnen arbeiten. In L. Reiter, E. J. Brunner & S. Reiter-Theil (Hrsg.), Von der Familientherapie
zur systemischen Perspektive (2. Aufl., S. 253-287). Berlin: Springer.
Helmchen, H. (1995). Ziele, Beratungsgegenstande und Verfahrensweisen medizinischer
Ethikkommissionen. Ethik in der Medizin, 7, 58-70.
Helmchen, H. & Lauter, H. (1995). Durfen Arzte mit Demenzkranken forschen? Stuttgart: Thieme.
Hoffe, O. (1993). Moral als Preis der Moderne. Ein Versuch uber Wissenschaft, Technik und Umwelt.
Frankfurt a. M.: Suhrkamp.
Hoger, C, Reiter-Theil, S. &
Reiter, L. (1997). Fallbezogene ethische Reflexion. Ein Proze?modell zur
Ethik-Konsultation in der Kinderpsychiatrie und Psychotherapie. System Familie, 10, 174-179.
Kahlke, W. & Reiter-Theil, S. (Hrsg.). (1995). Ethik in der Medizin. Stuttgart: Enke.
Keupp, H. (Hrsg.). (1972). Der Krankheitsmythos in der
Psychopathologie. Munchen: Urban und
Hosted by uCoz