Navigation bar
  Print document Start Previous page
 874 of 947 
Next page End  

Во время острых психических и психосоматических кризисов пожилым людям можно
предложить пройти курс краткосрочной психоаналитической терапии,
концентрирующий свое
внимание на переработке конкретного конфликта. Он состоит, как правило, из 5-20 сеансов (см. Heuft,
Kruse, Nehen & Radebold, 1995).
Развитие практических и социальных навыков пожилых людей является основной целью
поведенческих методов.
С помощью поведенческой психотерапии во многих исследованиях было
достигнуто усиление самостоятельного поведения пожилых людей, живущих в домах престарелых
(Baltes & Wahl, 1989). Программы когнитивно-поведенческой терапии зарекомендовали себя как
успешные в плане изменения локуса контроля и обучения эффективным стратегиям совладания (Rodin,
1980). С помощью этих программ пожилые люди также могут достичь и более успешного совладания с
хроническими болями. Благодаря а) ведению дневников, фиксирующих боли за день, б) отслеживанию
ситуаций, в которых боли воспринимаются сильнее или слабее, а также в) обучению техникам,
редуцирующим концентрацию внимания на боли (таким образом, что боль начинает меньше мешать
пациенту жить), у пожилого человека изменяется локус контроля, дающий человеку ощущение, что он
может в большей степени управлять ситуацией.
2.2.4. В пожилом возрасте, несмотря на утраты, есть ресурсы: возможности когнитивной
интервенции
Тренинг когнитивных навыков (интеллекта, способности к научению, памяти) является
важнейшей составной частью практической геронтологии. Для правильной оценки возможностей и
границ когнитивного тренинга необходимо принимать во внимание как коррелирующие с возрастом
утраты, так и имеющиеся когнитивные ресурсы. Коррелирующие с возрастом утраты проявляются в
тех сферах функционирования, которые связаны в значительной степени с нейрофизиологическими
функциями и процессами («механикой» когнитивных функций). При этом речь идет прежде всего о
следующих пяти сферах:
-
текучий интеллект: способность к решению новых когнитивных проблем снижается;
-
скорость переработки информации:
когнитивные процессы протекают с более низкой
скоростью;
-
оперативная память:
возникают серьезные проблемы при организации и кодировании
учебного материала перед его сохранением в долговременной памяти;
-
внимание:
контроль над процессами обучения, осуществляемый посредством процессов
внимания, снижается;
-
вспоминание: возникают проблемы при вызове информации из долговременной памяти.
В тех сферах функционирования, в основе которых лежит прежде всего опыт, знания и
приобретенные когнитивные стратегии, утраты либо совсем не наблюдаются, либо они чрезвычайно
малы. В первую очередь это относится к следующим трем сферам:
-
кристаллизованный интеллект: в каждой сфере, в которой человек приобрел фундаментальные
знания (стал «экспертом»), в пожилом возрасте не наблюдаются никакие ограничения;
-
практический интеллект:
в каждой практической сфере, в которой человек усвоил
эффективные стратегии и приобрел многосторонний опыт (например, в профессиональной сфере), в
старости человек также демонстрирует хорошие результаты. К тому же пожилые люди в этих сферах
нередко превосходят молодых людей, так как те еще не располагают соответствующими стратегиями и
опытом;
-
применение хорошо известных когнитивных стратегий:
когнитивные стратегии,
приобретенные в молодости и постоянно используемые с того времени, остаются доступными и в
пожилом возрасте.
Несмотря на снижение нейрофизиологических функций и процессов в пожилом возрасте,
когнитивные функции все же сохраняются на достаточно высоком уровне. Это объясняется прежде
всего тем, что в молодые годы в определенных областях был заложен обширный фундамент знаний
(«специфические знания»), на который можно опереться и в пожилом возрасте (Weinert, 1995). Под
«фундаментальными знаниями» понимается, во-первых, наличие обширных и хорошо
структурированных знаний, а во-вторых, существование эффективных стратегий, позволяющих
извлекать информацию из долговременной памяти и сохранять в ней новые знания.
О когнитивных ресурсах в пожилом возрасте позволяет говорить не только наличие
фундаментальных знаний, но и способность приобретать когнитивные стратегии для решения проблем
Hosted by uCoz