Navigation bar
  Print document Start Previous page
 892 of 947 
Next page End  

наличие острого физиологического соответствия, а именно как изменения в составе крови у ребенка,
больного диабетом, наблюдавшего за ссорой родителей. Другим количественно зафиксированным
доказательством является взаимосвязь между уровнем возбуждения во время супружеской ссоры и
степенью удовлетворенности браком (Levenson & Gottman, 1983). И не только потому, что
физиологическое возбуждение партнеров во время спора сильнее коррелировало у неблагополучных
пар, чем у пар благополучных. Проведя повторное исследование через три года, авторы установили, что
сделанный ими прогноз об ухудшении супружеских отношений, основанный на уровне возбуждения во
время ссоры, сбылся примерно на 80%. Очевидно, благополучным парам удается лучше избегать
эскалации возбуждения во время конфликта. Ревеншторф, Хальвег и Шиндлер (Revenstorf, Hahlweg &
Schindler, 1982) предложили для описания эскалации возбуждения во время ссоры трехкомпонентную
модель, согласно с которой на биологическую реакцию тревоги накладывается инструментальный
компонент из истории детского развития. Отсюда возникает индивидуальный паттерн эмоций,
подкрепляемый в супружеских отношениях за счет третьего компонента, вытекающего из
эмоционального взаимодействие партнеров. В то время как первый, биологический, компонент является
функциональным, второй и третий компоненты — которые по гипотезе теории научения об обоюдном
позитивном и негативном подкреплении приводят к эскалации — могут быть устранены. Здесь могут
быть использованы методы переструктурирования (см. ниже) и контроля над стимулами (о
коммуникативной терапии тоже см. ниже). Степень возбуждения партнеров во время ссоры может
контролироваться так же с помощью непосредственной биологической обратной связи. Готтман
(Gottman, 1993) предложил метод физиологического успокоения, по которому пара прекращает
дискуссию, если во время спора частота сердцебиения у спорящих превышает 100 ударов в минуту. Во
время перерыва партнеры снижают свое возбуждение с помощью успокаивающей деятельности или
успокаивающих высказываний, причем в качестве идеального рассматривается случай, когда партнеры
учатся успокаивать друг друга.
4.3. Уровень эмоций
То, что привязанность зависит от эмоций, мы уже упоминали вначале. Эмоции имеют свою
историю научения, придающую биологическим явлениям индивидуальный вес. Такие профили эмоций
большинством автором описываются как циркумфлекс (Circumplex) (Leary, 1957). При этом
определенным проявлениям в профиле одного партнера особенно хорошо подходит эмоционально-
экологическая ниша в профиле другого партнера, что вероятно и определяет выбор супружеского
партнера. Поэтому называть этот вид негласного соглашения «дополнительностью» кажется нам
неудачным, поскольку это внушает мысль об одномерном понятии приспособления (например,
«доминантный/субмиссивный»
или
«экстравертированный/интровертированный»). Эмоции — и
впоследствии автоматизированные эмоциональные реакции (темперамент/характер) — согласно
функционалистскому пониманию имеют ориентационный и коммуникативный аспекты и выступают
как отдельная от рассудка, хотя и взаимозависимая функция оценки.
Гештальт-терапия предполагает, что эмоциональные паттерны часто переформируются,
например, на реакцию гнева при соответствующем опыте научения автоматически наслаивается
тревога. Таким образом сформированные паттерны эмоциональной реакции стесняют свободу действий
индивида в отношениях (например, выражение гнева становится невозможным). Психотерапевт
старается найти эмоциональные ресурсы, предоставляющие пациенту свободу действий (они могут
выражаться и невербально), и повысить их участие в сознании индивида. Он подчеркивает, что эти
эмоции не только безопасны, но даже могут быть полезны и что индивид может с их помощью прийти к
новым действиям. Можно оживить застывшее взаимодействие партнеров в разговоре, вызывая в них
новое, релевантное для отношений чувство и не давая им реагировать привычным образом.
Психотерапевт при этом использует так называемые процессуальные вопросы (Proze?fragen;
Perls,
Hefferline & Goodman, 1951). Он не задает вопросы типа «Почему Вы не можете пойти навстречу
своему мужу?», а вместо этого спрашивает об ощущениях (1), чувствах (2), мыслях (3) и действиях (4 и
5).
1) «Что вы ощущаете?», «Почему Вы считаете, что Вы блокированы?»
2) «Что Вы чувствуете в этот момент?»
3) «О чем Вы сейчас думаете?»
4) «Какое Вы испытываете желание в этот момент?»
5) «Что Вам мешает сделать то-то и то-то?»
Hosted by uCoz