Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 584 
Next page End  

усложнявшийся характер деятельности человека и соответственно вс¸ углублявшийся характер его
познания прив¸л к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т. е. так называемые
проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и
эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны,
богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для
более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой
деятельности. В частности особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно
существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей
преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в
котором у них расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры
речи.
Так развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя
мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения, а развитие его
строения обусловило в свою очередь возможность появления и развития новых, вс¸ более сложных
функций как двигательных, так и сенсорных, как практических, так и познавательных.
Вслед за трудом и рядом с ним возникшая в совместной трудовой деятельности речь явилась
существеннейшим стимулом развития человеческого мозга и сознания.
Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом,
собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения
и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное
многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для
дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие его мозга создало новые возможности для
развития его сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку
в процессе воздействия на окружавшую его природу вс¸ новые стороны е¸.
Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт
общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществл¸нный труд передавали в
овеществл¸нной форме накопленный человечеством опыт из поколения в поколение, с другой стороны,
эта передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи. Для общественного
труда необходимо было общественное, материализованное в речи сознание. Необходимое для
общественного труда, оно в процессе общественного труда и развивалось (см. главу о речи).
Становление человека было длительным процессом. Древнейшим представителем человечества
и в то же время по своему физическому типу переходной формой от обезьяны к человеку является
яванский питекантроп (Pithecantropus erectus — обезьяно-человек выпрямившийся, или прямостоящий),
костные остатки которого были обнаружены впервые Евгением Дюбуа на о-ве Ява в 1891—1892 гг.; от
питекантропов, по новейшим находкам Кенигсвальда, стало известно ещ¸ несколько черепов. Судя по
древности слоев с находками, питекантропы жили во времена первой половины четвертичного периода.
Питекантроп. Вид спереди и сбоку (реконструкция). Выполнена по рисункам и указаниям А. П.
Быстрова и К. М. Казанского (из книги Ефименко «Первобытное общество»)
Питекантроп сочетал в себе признаки и обезьяны шимпанзоидно-гориллоидного типа и человека,
Hosted by uCoz