Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 584 
Next page End  

к другим людям человек стал вс¸ более сознательно относиться и к самому себе, к собственной
деятельности; сама деятельность его начала становиться вс¸ более сознательной: направленная в труде
на определ¸нные цели, на производство определ¸нного продукта, на определ¸нный результат, она стала
вс¸ более планомерно регулироваться в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность,
направленная на определ¸нные результаты — на производство определ¸нного продукта, требовала
предвидения. Необходимое для труда, оно в труде и формировалось.
Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия,
основывающегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное
проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от
несознательного, «инстинктивного» в своей основе поведения животных.
Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно
объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления
человека как исторического существа.
Данные современной науки исключают возможность происхождения человека от одной из
современных пород человекоподобных обезьян, но определ¸нно указывают на общность их
происхождения. В качестве общего предка можно указать на проплиопитека из эпохи олигоцена. Более
близким предком, общим для человека, гориллы и шимпанзе, можно считать дриопитека из миоценовой
эпохи. Ближайшим предком человека из эпохи плиоцена Грегори считает человекообразную обезьяну
— антропоида типа австралопитека.
В процессе очеловечения, в филогенезе человека решающее значение имело опять-таки
изменение образа жизни прачеловека: отдал¸нный предок человека спустился с деревьев на землю. Это
привело к окончательному установлению прямой походки, к дальнейшему освобождению руки.
Появляющаяся уже у обезьян прямая походка устанавливается впервые у человека как основная его
особенность, определяющая вс¸ его строение вплоть до строения черепа и мозга. Стопа из хватательной
постепенно превращается в опорную, и в результате ноги без помощи рук поддерживают тело
ближайших предков человека в более пли менее вертикальном положении. Для того чтобы прямая
походка Утвердилась и стала под конец необходимостью, рука должна была окончательно
специализироваться на новых функциях. Перестав служить для того, чтобы держаться за ветки при
лазании и карабкаться по деревьям, рука начинает служить вс¸ больше и больше для хватания
предметов и применения их в качестве орудий. Е¸ дальнейшее развитие связано с развитием труда и
обусловлено им. Новые функции, которые стала выполнять рука в процессе трудовой деятельности,
определили то исключительное развитие, которое она получила у человека, — развитие, превратившее
е¸ в инструмент для всех видов человеческой деятельности, начиная от элементарных механических
операций, кончая игрой виртуозного музыканта. Служа для труда, она в труде сформировалась, «рука,
таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его» (Ф. Энгельс, Диалектика
природы, 1941, стр. 135).
Развитие руки как органа труда было вместе с тем и е¸ развитием как органа познания.
Многообразные прикосновения в процессе труда стимулировали чувствительность руки и, отражаясь на
строении периферических рецепторных аппаратов, привели к усовершенствованию осязания. В
процессе активного ощупывания предмета рука начинает дифференцировать различные чувственные
качества, как признаки и свойства обрабатываемых человеком предметов.
Заодно с развитием осязания ид¸т развитие и других высших чувств — зрения и слуха.
Последний приобретает у человека особенное значение в связи с развитием членораздельной речи.
Развитие труда потребовало более тесного сплочения. Потребность в сотрудничестве породила
потребность в более тесном общении,
а потребность в общении породила потребность в речи, как
средстве сообщения. Необходимая для
общения, речь развилась в общении; потребность создала себе
орган; стал формироваться человеческий голосовой аппарат, способный произносить членораздельные
звуки, и человеческое ухо, способное воспринимать человеческую речь.
Развитие трудовой деятельности привело также к развитию более совершенных, более тонких и
лучше координированных движений, совершаемых под контролем высших чувств, главным образом
зрения: для труда потребовалась вс¸ более совершенная координация движений и в процессе труда она
развивалась.
Развитие вс¸ более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием вс¸ более
специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых
локализированы высшие чувства, а развитие вс¸ более совершенных движений — с развитием вс¸ более
дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Вс¸ более
Hosted by uCoz