Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 584 
Next page End  

деятельности человека.
Развитие сознания
Первой предпосылкой человеческого сознания было развитие человеческого мозга. Но сам мозг
человека и вообще его природные особенности — продукт исторического развития. В процессе
становления человека отч¸тливо выступает основной закон исторического развития человеческого
сознания. Основной закон биологического развития организмов, определяющий развитие психики у
животных, заключается в положении об единстве строения и функции. На основе изменяющегося в
ходе эволюции образа жизни организм развивается, функционируя; его психика формируется в
процессе его жизнедеятельности. Основной закон исторического развития психики, сознания человека
заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в
своей деятельности — практической и теоретической — предметное бытие очеловеченной природы,
культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую
природу. Основной принцип развития — единство строения и функции — получает применительно к
историческому развитию психики сво¸ классическое выражение в одном из основных положений
марксизма: труд создал самого человека; он создал и его сознание.
Нельзя представлять себе развитие человеческого сознания так, будто по какой-то непонятной
случайности у человека появился — как бы с неба на него снизош¸л — дух, и тогда готовое
человеческое сознание стало проявляться, порождая человеческую культуру. В процессе созидания
культуры духовные способности человека, его сознание не только проявлялись,
но и формировались.
Необходимые для создания человеческой — материальной и духовной — культуры высшие формы
человеческого сознания в процессе е¸ созидания и развивались; будучи предпосылкой специфически
человеческих форм трудовой деятельности, сознание является и е¸ продуктом.
Порождение в ходе исторического развития на основе развития общественной практики
различных областей культуры — техники, науки и искусства, с одной стороны, и, с другой, —
технических способностей и интересов человека, эстетических чувств, научного мышления — это две
стороны единого процесса. Это положение является дальнейшей конкретизацией и развитием принципа
психофизического единства применительно к историческому развитию человеческого сознания.
Становление человеческого сознания и всех специфических особенностей человеческой
психики, как и становление человека в целом, было длительным процессом, органически связанным с
развитием трудовой деятельности. Возникновение трудовой деятельности, основанной на употреблении
орудий и первоначальном разделении труда, коренным образом изменило отношение человека к
природе. В трудовых действиях размыкается непосредственная связь между влечением, в котором
выражается потребность, и способом е¸ удовлетворения. Инстинктивный акт поведения определяется
влечениями, как непосредственно действующими природными силами.
В трудовом действии, поскольку оно направляется на производство предмета, а не
непосредственно на удовлетворение потребности, расчленяется, с одной стороны, предмет, который
является целью действия, с другой — побуждение. Это последнее переста¸т действовать как
непосредственная природная сила. Из предмета и побуждения начинает выделяться отношение
субъекта к окружающему и к собственной деятельности. Выделение этого отношения происходит в
процессе длительного исторического развития. Разделение труда с необходимостью приводит к тому,
что деятельность человека направляется непосредственно на удовлетворение не собственных личных
его потребностей, а общественных; для того чтобы были удовлетворены его потребности, человек
должен сделать прямой целью своих действий удовлетворение общественных потребностей. Таким
образом, цели человеческой деятельности отвлекаются от непосредственной связи с его потребностями
и благодаря этому впервые могут быть осознаны как таковые. Деятельность человека становится
сознательной деятельностью. В ходе е¸ и формируется и проявляется сознание человека, как отражение
независимого от него объекта и отношение к нему субъекта.
В ходе деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, происходит их
развитие, изменение, утончение первоначальных органических потребностей и развитие новых. Стоит
сопоставить потребности дореволюционного русского крестьянина с потребностями современного
советского колхозника, чтобы убедиться в том, как в процессе общественно-исторического развития
даже на небольшом промежутке времени при больших исторических сдвигах изменяются потребности
человека.
С развитием и укреплением более высоких культурных потребностей начинает изменяться
Hosted by uCoz