Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 584 
Next page End  

иерархия соотношения господства и подчинения между потребностями. Это проявляется в законе
обратимости потребностей: человек сначала работает, чтобы есть; затем ест, чтобы работать, —
питается, чтобы поддержать силы для работы; сначала трудится, чтобы жить, — труд для него лишь
средство для того, чтобы раздобыть себе пропитание; затем он жив¸т ради своего труда — главной цели
его жизни.
Будучи мотивом, источником деятельности, потребности являются вместе с тем и е¸
результатом. Деятельность, которой человек начинает заниматься, побуждаемый теми или иными
потребностями, становясь привычной, сама может превратиться в потребность. И именно в результате
человеческой общественной деятельности потребности человека становятся подлинно человеческими
потребностями.
В классовом обществе, в обществе, построенном на частной собственности, этот процесс
исторического развития человеческих потребностей, однако, очень осложн¸н и существенно искаж¸н.
Развитие потребностей совершается по-разному у представителей различных классов. Человека, не
являющегося собственником благ, служащих для удовлетворения потребностей, развитие его
потребностей ставит во вс¸ более тяж¸лую рабскую зависимость от других, от тех, в чьих руках
находятся эти блага, и развитие потребностей, вступая в разрез с развитием личности, принимает
уродливые формы.
В развитии мотивации человеческой деятельности наряду с потребностями существенную роль
играет и развитие интересов. Под интересами в общественной жизни разумеют то, что благоприятствует
существованию и развитию человека как члена того или иного народа, класса, как личности. Будучи
осознанными, интересы, в этом их понимании, тоже являются существенными мотивами в деятельности
человека.
Определ¸нную роль в мотивации деятельности человека играют и интересы в том
специфическом смысле этого слова, который оно приобрело в психологии, в смысле, связывающем его
с любознательностью, потребностью что-либо узнать о предмете; интерес в этом смысле — это мотив
«теоретической», познавательной деятельности. Развитие интересов к науке и технике, к литературе и
искусству шло у человечества заодно с историческим развитием культуры. По мере того как
создавались новые области науки, порождались и новые научные интересы. Будучи мотивом,
источником познавательной деятельности, интересы являются вместе с тем е¸ продуктами.
С историческим развитием потребностей и интересов связано и развитие человеческих
способностей. Они формируются на основе исторически сложившихся наследственных задатков в
деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Деятельность человека, предполагая
наличие у человека определ¸нных способностей, вместе с тем и развивает их. Порождая
материализованные продукты своей деятельности, человек вместе с тем формирует и свои способности.
Производство продуктов практической и теоретической деятельности человека и развитие его
способностей — две взаимосвязанные, друг друга обусловливающие и друг в друга переходящие
стороны единого процесса. Человек становится способным к труду и творчеству, потому что он
формируется в труде и творчестве. Развитие музыки было вместе с тем и развитием слуха, способного
е¸ воспринимать. Зависимость между ними двусторонняя, взаимная: развитие музыки не только
отражало, но и обусловливало развитие слуха. То же относится к глазу, способному воспринимать
красоту форм, и к восприятию человека в целом. Изменяя в своей деятельности облик мира, человек
начинает по-иному видеть, воспринимать его.
В процессе исторического развития сознания очень существенное место занимает развитие
мышления, с которым прежде всего связана сознательность человека. Основной путь развития
мышления, обусловленный развитием общественной практики, в¸л от наглядного, узко практического
мышления, в котором форма ещ¸ не отделилась от содержания, число от исчисляемого, понятие от
предмета, — к абстрактному, теоретическому мышлению (см. главу о мышлении).
В ходе исторического развития, с развитием науки, происходило и развитие научного мышления.
Развитие научного мышления и развитие науки — это не два отдельных, друг от друга независимых
процесса, а две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого процесса. Развитие научных
форм мышления в психике, в сознании людей было не только предпосылкой, но и следствием,
результатом развития науки. Научное мышление, необходимое для научного познания, в процессе
научного познания и формировалось, развиваясь на основе развития общественной практики.
Для истории развития мышления и сознания наука располагает обширным, хотя и далеко ещ¸ не
достаточно в этом плане использованным материалом. Его заключает в себе, во-первых, история
материальной культуры; история техники доставляет существенные данные по истории мысли.
Hosted by uCoz