Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 584 
Next page End  

оказывается лишь эпифеноменом, побочным явлением реальных физических процессов, лиш¸нным
какого бы то ни было действенного значения. Поскольку только действующее заслуживает названия
действительного, такая бездейственная психика вряд ли могла бы быть признана действительной.
Теория психофизического параллелизма совершает двойную ошибку. Ошибочным является как
то, что она дуалистически противополагает психические и физические явления в качестве двух чуждых
друг другу рядов явлений, так и то, что она при этом предполагает между ними однозначное
соответствие в духе старых локализационных теорий, согласно которым существует точечное
соответствие психических процессов — даже самых сложных — и физиологических процессов в
определ¸нной нервной клетке. Несостоятельность этой локализационной теории, являющейся
конкретной реализацией психофизического параллелизма, доказывается всеми современными данными
научного экспериментального и клинического исследования.
Не более удовлетворительна по существу и теория взаимодействия.
Многообразные факты,
свидетельствующие, с одной стороны, о том, что с физиологическими изменениями в организме часто
связаны и изменения в области психики и что, с другой стороны, при психических процессах, например
сильных эмоциях, наблюдается и ряд физиологических изменений в организме, легче всего
укладывались в схему взаимодействия. На языке обыденной жизни соотношение между психическим и
физическим обычно выражается в форме наивной теории взаимодействия. Ряд психологов, которые,
чувствуя неудовлетворительность теории параллелизма, оказались не в состоянии преодолеть те
дуалистические предпосылки, на которых она покоится, попытались признать эту ходячую концепцию
о психофизическом взаимодействии принципиальным теоретическим разрешением вопроса о
взаимоотношении психических и физических процессов. Однако теоретически эта концепция явно
несостоятельна. Основная ее ошибка, общая у не¸ с теорией психофизического параллелизма,
заключается в том, что она оста¸тся на дуалистических позициях, признавая психическое и физическое
(в частности физиологическое) двумя внешними, друг для друга разнородными сущностями или
явлениями. Так же как в теории психофизического параллелизма, человек
и всякий надел¸нный
психикой организм расчленяется на два разнородных компонента, хотя при этом и призна¸тся, что эти
компоненты внешне взаимодействуют друг с другом. Взаимоотношение психического и физического
мыслится по схеме чисто внешнего, грубо механического взаимодействия. Борьба сторонников теории
взаимодействия против превращения сознания человека в лиш¸нный действенного значения
«эпифеномен», к которому приходит теория психофизического параллелизма, в принципе могла бы
быть вполне правомерной, но на основе дуалистических предпосылок теории взаимодействия она
приводит к совершенно неправомерному представлению о
том, будто психические силы извне
воздействуют на течение физиологических процессов. Неизбежным следствием признания такого
внешнего включения психических причин в физические процессы явилось бы отрицание
закономерности физических явлений. Несостоятельность как теории параллелизма, так и теории
внешнего взаимодействия психического и физического обнаруживает невозможность дать теоретически
удовлетворительное разрешение психофизической проблемы на основе дуалистической концепции.
Этим дуалистическим теориям, господствовавшим в традиционной психологии,
противопоставляются теории тожества. Теории тожества сводят психическое к физическому или,
наоборот, физическое к психическому.
Сведение психического к физическому лежит в основе поведенческой психологии. С точки
зрения этой механистической психологии данные сознания могут быть безостаточно сведены к
физиологическим процессам и в конце концов описаны в тех же терминах механики и химии, что и
физические данные; они не являются своеобразным видом существования. Это позиция вульгарного
механистического материализма. Она совершенно не в состоянии объяснить те в высшей степени
сложные взаимоотношения между мозгом и психикой, которые раскрыла современная
психоневрология.
Наряду с этой механистической теорией выступает и идеалистическая теория тожества в духе
феноменализма или откровенного спиритуализма.
В противовес как дуализму, противопоставляющему психическое и физическое, так и учению о
тожестве психического и физического в духе механистического материализма у одних, спиритуализма у
других, советская психология исходит из их единства, внутри которого и психическое и физическое
сохраняют свои специфические свойства.
Принцип психофизического единства — первый основной принцип советской психологии.
Внутри этого единства определяющими являются материальные основы психики; но психическое
сохраняет сво¸ качественное своеобразие; оно не сводится к физическим свойствам материи и не
Hosted by uCoz