Navigation bar
  Print document Start Previous page
 196 of 584 
Next page End  

Шьелдерупп.
Согласно теории Х. Лэдд-Франклин, на первой стадии филогенетического развития зрение было
ахроматическим, затем произошла дифференциация, и зрение стало дихроматическим, т. е. наш глаз
стал различать синие и ж¸лтые цвета. На последней, третьей, стадии развития дихроматическое зрение
сделалось трихроматическим, т. е. глаз стал различать вместо ж¸лтого два цвета — красный и зел¸ный.
С этой точки зрения, явление цветослепоты есть возврат ко второй стадии развития глаза, когда орган
зрения был дихроматическим.
Как показали недавние опыты Л. А. Шварц (Гос. институт психологии), предварительное слабое
раздражение глаза тем или иным цветом может повлечь за собой повышение чувствительности к
другому цвету в 2—3 раза на срок до получаса. Ею было установлено, что подобная сенсибилизация
имеет место только для дополнительных цветов: красный—зел¸ный и ж¸лтый—синий, прич¸м красный
и ж¸лтый цвета оказывают значительно более сильное сенсибилизирующее действие, чем зел¸ный и
синий. Сенсибилизация имеет место и при воздействии красным и ж¸лтым цветом на другой глаз и при
представлении этих цветов, в то время как зел¸ный и синий такого эффекта не дают. Это, по-видимому,
стоит в связи с различной локализацией цветов и филогенетическим возрастом соответствующих
участков мозга.
Психофизическое действие цветов
Каждый цвет определ¸нным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с
одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой —
ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета
возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему.
Ещ¸ И. В. Г¸те отмечал действие цветов на настроение и делил с этой точки зрения цвета на а)
возбуждающие, оживляющие, бодрящие и б) порождающие печально-беспокойное настроение. К
первым он относил красно-ж¸лтые, ко вторым — сине-фиолетовые. Промежуточное место он отводил
зел¸ному цвету, который способствует, по мнению Г¸те, состоянию спокойной умиротвор¸нности.
Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому, и ассоциации:
голубой цвет ассоциируется с цветом голубого неба, зел¸ный — с зеленью, голубо-зел¸ный — с водою,
оранжевый — с пламенем и т. д. Цвета производят определ¸нное физиологическое воздействие на
человеческий организм. Французский невропатолог Ч. Фере отметил, что показания динамометра,
определяющего сжатием руки мускульную силу, изменяются при различных условиях освещения. При
кратковременной работе производительность труда увеличивается при красном свете и уменьшается
при синем; при длительной работе производительность труда увеличивается при зел¸ном цвете и
снижается при синем и фиолетовом. Экспериментальные исследования В. М. Бехтерева, И. Н. Спиртова
и др. установили возбуждающее и угнетающее действие различных цветов, в связи с чем В. М.
Бехтеревым была поставлена задача использования эмоционального действия цветов на психическое
состояние душевнобольных с терапевтической целью.
Ф. Стефанеску-Гоанга установил, что при действии пурпурного, красного, оранжевого, ж¸лтого
цветов учащается и углубляется дыхание и пульс, а при действии зел¸ного, голубого, синего и
фиолетового цветов возникает обратное действие. Следовательно, первая группа цветов является
возбуждающей, а вторая — успокаивающей.
По показаниям ряда художников и искусствоведов: красный цвет — возбуждающий,
согревающий, оживляющий, активный, энергичный, очень богат ассоциациями; оранжевый цвет —
вес¸лый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность ж¸лтого с возбуждением красного;
ж¸лтый цвет т¸плый, бодрящий, вес¸лый, привлекательный, несколько кокетливый; зел¸ный цвет
спокойный, созда¸т приятное (уютное) настроение, очень богат ассоциациями; синий цвет —
спокойный, серь¸зный, нежный, печальный, тоскливый, мирный, сентиментальный
ряде языков
синий и голубой цвета обозначаются одним и тем же термином. В характеристике синего цвета можно
заметить, что одни из эпитетов относятся к синему цвету, другие же — к голубому.]; фиолетовый цвет
соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов: одновременно притягивающий и
отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть.
Цветам свойственна определ¸нная выраженность. Выраженность цвета не есть результат
ассоциации и не перенос символики цвета, а качество, принадлежащее самому цвету. Выраженность в
значительной степени зависит от установки испытуемых.
Hosted by uCoz