Navigation bar
  Print document Start Previous page
 211 of 584 
Next page End  

человека; в него включается «наивная физика», недоступная восприятию обезьяны.
Всякое восприятие предмета фактически является включением воспринятого объекта в
организованную систему представлений, в определ¸нную систему понятий. Эта система понятий,
запечатлевшаяся в речи, представляет собой продукт общественно-исторического развития.
Человеческое восприятие является обусловленной всем предшествующим историческим развитием
человечества общественной формой познания. Мы воспринимаем мир сквозь призму общественного
сознания. Итог всей общественной практики человечества направляет и формирует наше восприятие.
Восприятие и направленность личности
Становясь вс¸ более сознательным и обобщ¸нным, наше восприятие приобретает вместе с тем
вс¸ бОльшую свободу по отношению к непосредственно данному. Мы вс¸ более свободно можем
расчленять непосредственно данное, выделять в н¸м отдельные, с определ¸нной точки зрения
существенные, моменты и соотносить их с другими.
Восприятие нормально никогда не бывает чисто пассивным, только созерцательным актом.
Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его
восприятии — если взять его во всей его конкретности — всегда в той или иной мере сказывается весь
человек, его отношение к воспринимаемому, его потребности, интересы, стремления, желания и
чувства. Эмоциональное отношение как бы регулирует и расцвечивает воспринимаемое — делает
яркими, выпуклыми одни черты и оставляет другие затуш¸ванными, в тени.
Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного
внимания. Но восприятие может осуществляться на различных уровнях. Если на низших уровнях
процесс восприятия протекает как бы «стихийно», «самот¸ком», независимо от сознательного
регулирования, то в высших своих формах, связанных с развитием мышления, восприятие
превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения.
Восприятие, поднявшееся до
уровня сознательного наблюдения, является волевым актом. В своих наиболее совершенных формах
наблюдение, исходя из ч¸ткой целевой установки и приобретая плановый систематический характер,
превращается в метод научного познания. Восприятие в обыденной жизни относительно редко
достигает той сознательной направленности, до которой оно поднимается в условиях научного
познания, но оно никогда не спускается до уровня чисто пассивного, совершенно не направленного
переживания. То спускаясь несколько ниже, то поднимаясь вверх, оно обычно находится где-то между
этими двумя полюсами.
Таким образом, в ходе изучения восприятия вс¸ глубже раскрывается подлинное содержание
того исходного утверждения, что восприятие не является простой суммой ощущений, что оно —
сложный целостный процесс, а то и целенаправленная деятельность. Это утверждение означало, во-
первых, что ощущения и вызывающие их раздражения не остаются внешне рядоположными, а
взаимодействуют в процессе восприятия, так что даже взятое лишь в сво¸м чувственном составе
восприятие представляет собой нечто большее и иное, чем простой агрегат ощущений. Это утверждение
означало, во-вторых, что восприятие вообще не ограничивается одной лишь чувственной основой,
образуемой ощущениями. Восприятие человека представляет собой в действительности единство
чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли. Оно всегда не только
сенсорная данность, но и осмысливание е¸ объективного значения.
Это утверждение означает, наконец, в-третьих, что в восприятии отражается вся многообразная
жизнь личности — е¸ установки, интересы, общая направленность и прошлый опыт — апперцепция и
притом не одних лишь представлений, а всего реального бытия личности, е¸ реального жизненного
пути.
Восприятие пространства
Восприятие пространства включает восприятия расстояния или отдаления, в котором предметы
расположены от нас и друг от друга, направления,
в котором они находятся, величины и формы
предметов.
В истории науки в каждую эпоху обычно имеется такая узловая конкретная проблема
исследования, которая является носительницей основной принципиальной проблематики данной науки.
Такой проблемой на рубеже прошлого и настоящего столетия была в психологии проблема
Hosted by uCoz