Navigation bar
  Print document Start Previous page
 210 of 584 
Next page End  

оттенка, но различной яркости, они не представлялись больному сходными, потому что перевес могло
взять впечатление яркости. Для признания двух цветов сходными больному часто требовалось полное
тожество их; иногда больной их отожествлял на основании одинаковой яркости, в другой раз — на
основании одинаковой насыщенности. Но он никак не мог при сравнении систематически
придерживаться одного данного ему принципа и выделить тот же цвет при различной яркости или
насыщенности. Такая константность цвета, которая сохраняется в различных конкретных ситуациях при
различной яркости, насыщенности и пр., требует того, чтобы цвета различной яркости, насыщенности и
пр. воспринимались как частные случаи такого-то цвета, занимающего объективно определ¸нное место
в спектре.
У этого больного каждое цветоощущение было единичной данностью, которая не осознавалась
им в сво¸м обобщ¸нном значении. У него не было обобщ¸нного восприятия красного, зел¸ного и т. д.
цветов, к которому он мог бы отнести различные оттенки его. Это отсутствие обобщ¸нности в его
восприятии и было источником всех отклонений в его обращении с цветами и причиной своеобразного
нарушения у него речи, выразившегося в неспособности пользоваться общепринятыми названиями
цветов.
Опираясь на эти и на аналогичные им факты, Гельб и Гольдштейн выдвинули положение о том,
что основной особенностью нормального восприятия человека является его «категориальность».
Обозначение обобщ¸нного восприятия категориальным заключает в себе неправомерное отожествление
каждого понятия, под которое подводится воспринимаемый предмет, с категорией. За этим скрывается
идеалистическая установка, стремящаяся целиком подчинить чувственное содержание восприятия
общим понятиям как конституирующим его «категориям». Учение о «категориальности» восприятия
утверждает примат логического над чувственным в восприятии. Мы отвергаем эту идеалистическую
концепцию категориальности восприятия и, исходя из диалектического тезиса об единстве общего и
единичного в восприятии человека, утверждаем примат чувственного над логическим в восприятии.
Нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно
осозна¸т его как частный случай общего. Уровень этой обобщ¸нности изменяется в зависимости от
уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависимо от интеллектуального
контекста, в который оно включается. По мере того как мы иначе понимаем действительность, мы
иначе и воспринимаем е¸. В зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по-иному
рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир.
При этом в зависимости от значимости воспринятого для личности оно оста¸тся либо только
более или менее безличным предметным знанием,
либо включается в личностный план переживания.
Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, иногда
выстраданным; в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и
включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в н¸м определ¸нный смысл, входит в само
формирование личности как более или менее существенный фактор.
Историчность восприятия
Как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания.
Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие человека не есть только сенсорный акт,
обусловленный лишь физиологической природой рецепторов; оно только относительно
непосредственный акт познания мира историческим человеком.
Непосредственное восприятие
действительности на данной ступени развития вырастает на основе опосредования его всей прошлой
общественной практикой, в процессе которой переделывается и чувственность человека. Порождая
новые формы предметного бытия, историческое развитие общественной практики порождает и новые
формы предметного сознания. «...Чувства общественного человека иные,
чем у необщественного;
только благодаря (предметно) объективно разв¸рнутому богатству человеческой сущности получается
богатство субъективной человеческой чувственности, получается музыкальное ухо, глаз, умеющий
понимать красоту формы... человечность органов чувств, возникают только благодаря бытию их
предмета, благодаря очеловеченной природе. Образование пяти чувств — это продукт всей всемирной
истории». [К. Маркс, Соч., т. III, стр. 627; К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч, т. 42. С. 122]
Человеческий слух развился в значительной мере благодаря развитию речи и музыки. По
аналогии можно бы, пожалуй, сказать, что геометрия и изобразительные искусства в известной мере
определяют человеческое зрение. В процессе развития современной живописи развивалось современное
понимание и восприятие перспективы. Развитие техники перестраивает, далее, зрительное восприятие
Hosted by uCoz