Navigation bar
  Print document Start Previous page
 229 of 584 
Next page End  

а уже последующей ступенью развития.
б) Восприятие группы с уч¸том только качественных особенностей е¸ объектов переходит с
развитием абстракции в восприятие группы на основе уч¸та пространственного расположения е¸
объектов при частичном или полном абстрагировании от их конкретно-качественных особенностей.
На протяжении этой ступени сосуществуют различные формы и способы восприятия и оценки
количества. В одних случаях эта оценка происходит на основе восприятия пространственной формы
множества, в других — уже на основе сч¸та. При этом часто ещ¸ бывает так, что реб¸нок правильно
сосчитывает объекты группы, но при сравнении е¸ с другой группой, объекты которой также правильно
сосчитаны реб¸нком, оценка каждой группы производится на основе восприятия пространственной
величины.
в) Наконец, с развитием представления о числе и овладением сч¸тными операциями реб¸нок
переходит к восприятию группы на основе уч¸та численности е¸ объектов с абстрагированием от
пространственно-качественных е¸ особенностей.
Эти различные ступени могут в той или иной мере сосуществовать: восприятие качественной
стороны явлений и сч¸т многообразно переплетаются друг с другом.
Восприятие времени у детей
Значительная роль опосредованных компонентов в восприятии времени обусловливает
значительные трудности, с которыми связано его осознание у детей. Слова «теперь», «сегодня», «вчера»
и «завтра» при каждом их употреблении могут указывать на другой отрезок реального времени. День,
который обозначает слово «сегодня» в то время, когда я это пишу, и день, которому это же слово будет
соответствовать, когда написанное мной кто-либо прочт¸т, — различные дни. При тожественности
значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на который они указывают,
непрерывно передвигается. Это трудность, с которой реб¸нок не сразу может совладать.
Штерн запротоколировал, как начала справляться с этой трудностью его дочь. На четв¸ртом году
Гильда постоянно спрашивала: «Сегодня — завтра? Теперь сегодня?». Если теперь — «сегодня», то не
исчезло ли со вчерашним дн¸м вчерашнее «завтра»? Она ещ¸ не понимала, хотя начинала уже уяснять
себе, что сегодняшнее «сегодня» и вчерашнее «завтра» — один и тот же день. В 3—5 лет, говоря о
предстоящем возвращении домой, она спрашивает: «Когда мы пойд¸м домой, будет сегодня?». Но в 5;1
[5 лет и 1 месяц] она диктует матери письмо к отсутствующему отцу: «Сегодня мы хорошо готовим» и в
пояснении к слову «сегодня» добавляет: «Сегодня, потому что, знаешь, это сегодня, но отец будет
знать, что это было вчера». Она уже понимает, что сегодняшнее «сегодня» и завтрашнее «вчера» —
один и тот же день. Она начала овладевать относительностью временных понятий и сделала первый шаг
на пути к разрешению большой проблемы, которая чревата ещ¸ серь¸зными трудностями. И в этом
отношении, конечно, между детьми наблюдаются значительные различия. Наташа Ш. (4;3) спрашивает
мать: «Мама, а можно сделать потом — сейчас, а сегодня можно сделать вчера?». С другой стороны, у
маленькой Эльды (2;11) происходит такой разговор с заболевшим отцом. Эльда спрашивает: «Папа,
когда ты будешь здоров?» — Завтра. — На следующий день тот же вопрос и тот же ответ. Тогда Эльда:
«Но ведь сегодня — завтра (из неопубликованного дневника Михайловой).
На ранних этапах развития реб¸нок ориентируется во времени на основе по существу
вневременных, качественных признаков.
Сана (2;6), ложась спать, моется и говорит няне: «Сейчас я сказу «С добьим утьем?» — Няня:
«Нет, это ты утром скажешь, а сейчас вечер». Сана: «Какая язница (разница)?» (Все сме¸мся.) Сана:
«Мы помыись — надо сказать с добьим утьем». Мать: «Разница в том, что утром светло бывает и люди
начинают работать, а вечером темно и люди ложатся спать. Так вечером надо сказать «покойной ночи».
Сана: «Нет, спокойной ночи надо сказать, когда ноцную юбаску оденесь. А я сейчас помыясь тойко.
Надо сказать «с добьим утьем». (Нет, спокойной ночи надо сказать, когда ночную рубашку оденешь. А
я сейчас помылась только. Надо сказать «С добрым утром».)
И в дальнейшем у детей более ч¸тко локализируются во времени по преимуществу события с
резко отличительными качественными признаками и сезонными чертами (лето, зима, весна, осень).
Большой точностью отличаются представления о небольших промежутках времени, в отношении
которых реб¸нок имеет более или менее определ¸нное представление об их реальной вместимости на
основании опыта личной, домашней жизни, времяпрепровождения в дошкольном учреждении и т. п.
Представления о больших промежутках времени очень неточны; события сколько-нибудь значительной
давности часто вообще теряют свое определ¸нное место во времени.
Hosted by uCoz