Navigation bar
  Print document Start Previous page
 230 of 584 
Next page End  

Однако и в этом отношении надо учитывать значительные индивидуальные различия. Хотя
временные представления обычно развиваются у детей относительно поздно (особенно когда не
уделяют достаточного внимания их выработке), не следует преувеличивать их недоступности.
Привожу пример из дневника Леушиной:
«Говорили о переезде на дачу. Мать сказала, что они поедут в этом году ближе к Пушкинским
горам. Сана (5;9) выразила большой восторг. Мать: «Мы поедем в Пушкинские горы, в село
Михайловское, там ты Пушкина посмотришь». — «Ой, какая ты смешная, мама. Он же умер». «Что ты
говоришь? Давно ли?» — «Очень давно, 100 лет». — «А как же это давно; когда ты маленькая была?»
— «Ну, что ты, мама (сме¸тся). Даже тебя и папы не было, когда умер Пушкин. А знаешь, мама, если бы
его не убили, он сейчас вс¸ равно умер бы от старости. Он, вероятно, умер бы, когда я была совсем,
совсем маленькая».
Дальнейшее развитие способности к более точной локализации и пониманию
последовательности связано с осознанием причинных зависимостей и овладением количественными
соотношениями временных величин.
Проблема времени вста¸т перед учащимися особенно остро в связи с изучением истории; и
именно в процессе изучения истории должно у детей формироваться более углубл¸нное представление
об историческом времени.
Понимание истории включает в себя в конденсированной форме всю вышенамеченную
проблематику времени. Она в историческом познании сосредоточивается в проблеме исторических
датировок и понимании исторической перспективы.
Развитие восприятия и наблюдения у детей
В ощущениях и восприятиях протекает сначала у реб¸нка весь процесс познания объективной
действительности. Так как сами рецепторы созревают очень рано, развитие восприятия является в
основном развитием осмысливания чувственных данных ощущения, осознания их предметного
содержания. Оно приводит ко вс¸ более глубокому познавательному проникновению в предметное
содержание объективной действительности и проявляется во вс¸ более осознанных познавательных
установках процесса восприятия.
Восприятие реб¸нка формируется в процессе развития конкретной деятельности реб¸нка.
Формируясь, расширяясь и углубляясь в процессе целенаправленной деятельности, практического
предметного действия, игры, изобразительной деятельности и т. д., восприятие в конце концов само
переходит в самостоятельную деятельность наблюдения. Серия исследований, провед¸нных А. Р.
Лурией (совместно с А. М. Миреневой) на группе однояйцовых близнецов, показала, что включ¸нный в
конструктивную деятельность процесс восприятия существенно перестраивается и, приобретая новые
черты, превращается в сложную деятельность наглядного анализа и синтеза, в которой восприятие
реб¸нка приобретает новые, специфические черты.
Наблюдение показывает и эксперимент подтверждает, что начало осмысленного восприятия
предмета должно быть отнесено к очень
раннему возрасту. Уже к двум годам реб¸нок отличает на
картинке изображение знакомых ему предметов и людей от цветных фигурных пятен и проявляет
интерес именно к предметному содержанию картинки.
Раннее зарождение осмысленного восприятия предметов не исключает того, что оно проходит
длинный путь развития. В раннем восприятии реб¸нка, имеющего ограниченный опыт и
незначительный круг знаний, на передний план часто выступает не объективно существенное, а
эмоционально-действенное; восприятие находится в значительной зависимости от аффективно-
моторных и эмоциональных реакций. Это положение подтверждается многочисленными фактами
наблюдений, зафиксированных в различных дневниковых записях, и результатами многократных
простых экспериментов с показом картинок. Об этом господстве эмоционально-яркого впечатления
красноречиво свидетельствуют многочисленные случаи неожиданных сопоставлений и отожествлений
объективно разнородных предметов или явлений, которые так часто производятся детьми.
Мейман приводит, например, случай, когда реб¸нок, ранее видевший на картинке изображение
гуся и лебедя, увидав изображение верблюда, называет его «птичкой». Поразившая реб¸нка удлин¸нная
шея до такой степени, очевидно, выступила в сознании реб¸нка на передний план, как наиболее ярко
эмоционально действующее ядро, что все остальные черты, отличающие верблюда от птицы, — горб,
четыре ноги — как-то расплылись, стушевались, отступили на задний план.
Такие отожествления иногда производятся вопреки целому ряду существенных отличий на
Hosted by uCoz