Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 584 
Next page End  

через неделю. Под различными предлогами проверка воспроизведения обоих отрывков была отложена
на две недели. При проверке оказалось, что второй отрывок, в отношении которого эксперимент создал
установку на длительное запоминание, был воспроизвед¸н лучше. Можно, таким образом, запомнить
что-нибудь на срок, к специальному случаю, например к зач¸ту, с тем чтобы затем от этого материала
разгрузиться, и можно, осознав значение определ¸нного материала для всей дальнейшей
профессиональной деятельности, закрепить его длительно.
В некоторых случаях направленность личности обусловлена несознательными установками,
действующими непроизвольно, непреднамеренно. В своих исследованиях о забывании — об описках,
обмолвках и т. п. — З. Фрейд выявил, конечно, в специальном аспекте, соответствующем его
концепции, роль таких неосознанных установок.
Не подлежит сомнению, что в запоминании более или менее значительную роль играют
эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается — при прочих равных
условиях — лучше, чем эмоционально безразличный.
В психологической литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, что лучше запоминается
— приятное или неприятное. По данным одних исследователей, запоминается по преимуществу
приятное (З. Фрейд), по данным других — неприятное (П. П. Блонский). Разноречивость полученных
различными исследователями данных свидетельствует о том, что в такой постановке вопрос не
допускает однозначного решения. При прочих равных условиях эмоционально насыщенное будет
сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное;
но в одних случаях лучше будет
запоминаться приятное, в других неприятное, в зависимости от того, что именно в данном
конкретном случае более актуально, более значимо в силу своего отношения к личности человека.
Приятное или радостное событие, явившееся завершением того, что утеряло всякую актуальность для
человека и похоронено им в прошлом, будет легко забыто. Приятное же воспоминание, связанное с
актуальными интересами, открывающее новые перспективы и являющееся не столько концом, сколько
началом чего-то, что ещ¸ живо и актуально, имеет все шансы хорошо запечатлеться в памяти. Равным
образом хорошо запомнится и неприятное, если оно находится в определ¸нных отношениях — пусть
конфликтных и тягостных — с актуальными интересами (именно в силу этой связи с ними). И
наоборот: как бы ни было что-либо неприятно в сво¸ время, оно скорее забудется, если уже мертво то,
что оно когда-то ранило. Запоминание эмоционально яркого впечатления будет зависеть от его
значимости для данной личности, от того, какое место оно займ¸т в истории е¸ развития.
При этом следует учитывать и индивидуальные характерологические особенности: при прочих
равных условиях одни люди будут более склонны к запечатлению приятного, другие — неприятного (в
зависимости от бодрого, оптимистического, жизнерадостного или от пессимистического склада их
личности). Одним — самолюбивым людям — особенно может запомниться то, что в положительном
или отрицательном отношении затрагивает их самолюбие, другим — то, что так же положительно или
отрицательно затрагивает какую-либо иную характерную для них черту. Если в памяти какого-нибудь
человека сильно запечатлеваются снабж¸нные каким-либо (положительным или отрицательным)
знаком факты, задевающие определ¸нную сторону характера, то есть все основания рассчитывать, что и
факты, снабж¸нные противоположным знаком, но затрагивающие ту же характерологическую черту,
тоже будут запечатлеваться в памяти этого человека достаточно сильно. Отношение к направленности
личности играет бОльшую роль, чем положительная или отрицательная (приятная или неприятная)
окраска впечатления.
Помимо эмоционального характера впечатления, существенную роль может играть иногда и
общее эмоциональное состояние личности в тот момент, когда впечатление, само по себе нейтральное,
было воспринято. В жизни каждого человека бывают моменты какой-то особой интенсивности и
напряж¸нности переживания, когда все силы собраны, все чувства напряжены, вс¸ как бы освещено
особенно ярким светом; каждое впечатление, даже само по себе незначительное, которое созда¸тся у
человека в такой момент, действует особенно сильно.
Таким образом, в процессе запечатления, воспроизведения и т. д. более или менее существенную
роль могут играть различные стороны и свойства психики — и эмоциональные, и интеллектуальные, и
различного типа связи — смысловые и ассоциативные, а также и структурные, т. е. членение материала.
Во всех случаях существенную роль при запоминании играют установки — направленность
личности. Эти установки могут быть неосознанными или сознательными, основывающимися на
осознании задач, встающих перед человеком; в первом случае имеется непроизвольное запечатление, во
втором — активное запоминание, которое при систематической организации превращается в
заучивание и припоминание.
Hosted by uCoz