Navigation bar
  Print document Start Previous page
 305 of 584 
Next page End  

непосредственно воспринимаем то, что нам дано; наши знания отражаются в нашем восприятии
действительности. Сами способы действия, которыми располагает действующий и решающий задачу
наглядно-действенного мышления субъект, зависят не только от его личного, но и от социального
опыта. Через них в ситуацию наглядно-образного мышления проникают знания, которые не даны
субъекту в виде общих положений, но которыми субъект пользуется, поскольку они осели в
определ¸нных способах оперирования с вещами. Продукты теоретического мышления, реализуясь на
практике, входят в сферу непосредственно данного. Поэтому то, что на одной стадии развития может
быть предметом только опосредованного знания и теоретического опосредованного мышления,
включается на следующей стадии в непосредственный опыт и оказывается в поле зрения наглядного
мышления: «наивная физика» — не только предпосылка, но в известной мере и опосредованный
практикой продукт теоретической физики. Этим историческим опосредованием «непосредственного»
созерцания человека объясняется изменение характера доступных ему задач и принципиальное
различие наглядно-действенного мышления человека по сравнению с «интеллектом» келеровских
обезьян. Различие не только в том, что у человека есть также и словесное теоретическое мышление в
понятиях, — различно и само их наглядное мышление.
Наглядное мышление, возникая на более ранней генетической ступени развития, чем мышление
абстрактно-теоретическое, не оста¸тся затем в дальнейшем ходе развития на том элементарном, низком
уровне, на котором оно первоначально находилось. В процессе общего умственного развития человека
на вс¸ более высокий уровень поднимается и его наглядно-образное мышление.
Наглядное мышление выделяется из практического действия, в которое оно первоначально
непосредственно включено, становясь относительно самостоятельным актом, который подготовляется
предшествующим действием и подготовляет последующее. В связи с этим изменяется и характер
наглядного содержания, которым начинает оперировать мышление; развивается наглядно-образное
мышление, в котором наглядный образ становится носителем обобщ¸нного содержания вс¸ более
высокого уровня. С расширением и углублением общественной практики формируется абстрактно-
теоретическое мышление.
Таким образом, в процессе развития выделяются различные генетические ступени развития
мышления. На самых ранних ступенях возникает сначала наглядно-действенное ситуативное
мышление, непосредственно связанное с действием, как бы вплет¸нное в него. Затем с расширением и
обобщением общественной практики сформировались другие виды мыслительной деятельности.
Переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления,
но и в изменении уровня всех тех, которые возникли на предшествующих ступенях. Развивается не
мышление само по себе, а человек, и по мере того как он поднимается на высшую ступень, на высшую
ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.
Большинство зарубежных исследований мышления отсталых народов приводят к резкой
двойственности в его понимании. С одной стороны, такие авторы, как Л. Леви-Брюль, сосредоточивая
сво¸ внимание на миропонимании отсталых народов, ошибочно характеризуют их мышление как
прелогическое и мистическое; другие, как А. Вебер, Э. Ле-Руа (Le Roy), Абель Рей и др., включающие
технику в поле своего изучения, отмечают объективную значимость мышления, которое в ней
проявляется. Но и они ошибочно противопоставляют два будто бы разнородных плана в мышлении
человека на ранних ступенях его развития: один — реальный, проявляющийся в технике и
практической жизни, другой — мистический, который сказывается в их миропонимании. В
действительности же существуют специфические общие черты, которые характеризуют это мышление в
целом, и оба разнородных плана, которые противопоставляются выше перечисленными
исследователями, являются лишь двумя сторонами единой его природы. Основные черты,
определяющие это мышление, заключаются в следующем:
1. Оно функционирует внутри восприятия и оперирует нерасчлен¸нными данными наглядной
ситуации. Основная качественная его специфика заключается не в максимальном отл¸те его от
объективной действительности (как думают Л. Леви-Брюль, Э. Блейлер и др.), а в максимальной
скованности его непосредственно данным содержанием, наглядной практической ситуации. Мышление
наглядно, образно, ситуационно. Непосредственно данное ещ¸ не расчленено; из непосредственно
данных синкретических соединений не выделяются более опосредованные существенные связи;
мышление не способно к опосредованным определениям. Понятие не отделяется от наглядно данного
предмета, число — от исчисляемого и т. д. Гипотетический план мышления не вычленился в
действительности. Рассуждение поэтому не формально и, конечно, не диалектично, т. е.
сверхформально, а доформально. Мышление ещ¸ не овладело своей формой, оно наглядно и практично,
Hosted by uCoz