Navigation bar
  Print document Start Previous page
 306 of 584 
Next page End  

а не теоретично. Считать на этой стадии можно лишь определ¸нные предметы: коров, медведей. На
предложение считать со стороны представителей культурноотсталых народов следует обычно вопрос:
что считать? (Р. Турнвальд, М. Вертгеймер). При этом предметы, подлежащие сч¸ту, мыслятся всегда в
конкретной ситуации; так, например, медведи в ситуации охоты. Поэтому медведей можно считать
лишь до 6, так как «ни одному человеку не доводилось убить большее число медведей». Сч¸т коров
может вестись до 60, потому что «не бывает, чтобы один человек владел бОльшим числом коров».
Число ещ¸ не отделилось от исчисляемого, и операции над числами совершаются лишь внутри
конкретных ситуаций. То же относится и к другим понятиям. Ограниченности практики на ранних
ступенях развития соответствует и ограниченность мышления. Разрешение проблем, требующих
высших форм теоретического мышления, ему ещ¸ недоступно. Решение этих проблем средствами
примитивного наглядного мышления принимает «прелогический» характер.
Основная линия развития мышления заключается в переходе от наглядно-действенного
мышления к опосредованному, обобщ¸нному, теоретическому мышлению в понятиях.
2. Второй отличительной чертой этого мышления является непосредственная близость его к
практическим потребностям действия. «Производство идей, представлений, сознания, — как пишет К.
Маркс, — первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное
общение людей — язык реальной жизни».
[К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, стр. 16.;
К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч. Т. 3. С. 24.] Затем уже на высшей ступени развития общественной практики
мыслительная операция выделяется из непосредственной связи с материальной деятельностью, в
которую оно первоначально вплетено, и превращается в теоретическую деятельность.
В конкретной ситуации, при решении элементарных технических, практических задач
непосредственные данные наглядной ситуации, которыми оперирует это мышление, оказываются более
или менее адекватными; но эти же данные и при¸мы непосредственного наглядного мышления
оказываются неадекватными в применении к отвлеч¸нным проблемам миропонимания. Здесь они
порождают синтез без анализа, синкретический «синтез без синтеза», характерный для
«прелогического» мышления.
3. В силу непосредственной близости к практическим потребностям действия, это мышление
насыщено плохо контролируемыми эмоциональными тенденциями.
В практической ситуации эмоциональные тенденции подчинены контролю эффективности
действия. При переходе к общим проблемам идеологии, в которых отпадает непосредственный
контроль практической ситуации, давление эмоциональных тенденций получает особый простор и
выражается в отклонении от объективности. Это созда¸т психологические предпосылки для
«мистических» форм мышления, подчиняющиеся «логике чувств» — не столько принципу реальности,
сколько принципу удовольствия. Объективно эти формы мышления порождаются низким уровнем
техники и недостаточным овладением человеком природой.
История развития объективной мысли опирается на развитие практики и совершает первые свои
шаги в связи с развитием техники, для которой развитие мышления является одновременно и
следствием и предпосылкой. Египетские папирусы и ассиро-вавилонские таблицы показывают, что
геометрия и астрономия возникают как чисто практические, технические при¸мы, непосредственно
связанные с практическими нуждами. Основным при¸мом доказательства древнейшей геометрии
является наглядный показ, при¸мы наглядного мышления; недаром эти доказательства заканчиваются
обычно словами: «видишь», «вот» и т. д.
Однако наглядные данные, которыми оперирует древнейшая геометрия, астрономия и
арифметика, представляют собой наглядный материал особого рода. Из него особенно отч¸тливо
выделяется заключ¸нная в н¸м система отношений. Запросы общественной практики побуждают к их
выделению, а это порождает новую «технику» мысли. Постепенно число отделяется от исчисляемого;
оперирование геометрическими фигурами приводит к выделению пространственных свойств и
отношений от содержания предметов, наполняющих пространство; астрономические наблюдения
приводят к выделению из совершающихся событий абстрактного времени. Эти абстракции числа,
пространства и времени связаны с наглядным восприятием; вместе с тем они являются предпосылками
мысли, выходящей за пределы наглядного данного; в них совершается переход от наглядного
мышления к мышлению отвлеч¸нному, теоретическому.
Переход мышления от наглядно-ситуативных ко вс¸ более обобщ¸нным, отвлеч¸нным и
объективным формам на вс¸м протяжении своего развития совершался в неразрывном единстве с
развитием речи, которое тоже переходило от полисемантических, ситуативных, многозначных
выражений ко вс¸ более обобщ¸нным терминам, соединяющимся определ¸нной системой языковых
Hosted by uCoz