Navigation bar
  Print document Start Previous page
 364 of 584 
Next page End  

эмоциональность реб¸нка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет ещ¸
твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы е¸ выражение. Так,
например, инверсия в речи реб¸нка собственно вовсе не является инверсией в том смысле, в каком она
является таковой в речи взрослого. У взрослого выработался уже определ¸нный порядок слов,
принятый нормами грамматики, и инверсия означает изменение этого уже установившегося порядка для
того, чтобы выделить, подчеркнуть определ¸нное слово: это стилистический при¸м, основанный на
знании или хотя бы чувстве того эффекта, который получается в результате такой инверсии, такого
изменения установленного порядка. У реб¸нка-дошкольника собственно ещ¸ нет тв¸рдо
установленного, нормализированного порядка слов, который он сколько-нибудь сознательно изменил
бы. Но простая эмоциональная значимость слов выдвигает одно слово, отодвигает другое, расставляет
их по своему произволу, не ведая никаких канонов и потому, естественно, не считаясь с ними. Когда мы
говорим об инверсии в речи реб¸нка, мы имеем, строго говоря, в виду то, что по сравнению с
установившейся в языке обычной конструкцией нам представляется инверсией, не будучи собственно
таковой для реб¸нка. То же в большей или меньшей мере применимо и ко всем другим выразительным
моментам ранней детской речи, хотя, по-видимому, у некоторых детей чувствительность к
эмоциональной выразительности речи начинает проявляться очень рано.
В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь
детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более
регламентированной, непроизвольная выразительность е¸ естественно спадает. Основанное же на
знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи
выразительность является уже искусством, обычно ещ¸ не развитым у детей. В результате, когда
первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких детей-
дошкольников, особенно младших, спадает, речь детей может стать — если над развитием е¸
выразительности специально не работать — очень маловыразительной. Выразительная речь становится
сугубо индивидуальной особенностью эмоциональных натур, притом таких, которые обладают
особенной чувствительностью к эмоциональной выразительности слова.
Яркостью непроизвольной выразительности речи, встречающейся у совсем маленьких детей, с
одной стороны, и беспомощностью детей сделать свою речь выразительной при помощи сознательно
избранных речевых средств, с другой, объясняются расхождения по вопросу о выразительности детской
речи — указания на е¸ выразительность у одних и утверждения других (начиная ещ¸ с Ж.-Ж. Руссо),
что речь детей сугубо невыразительна.
Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о ч¸м ид¸т речь, и оказать
на другого надлежащее эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными
средствами, требует большой и тонкой культуры. Над развитием такой выразительной речи, в которой
эмоциональность не прорывается, а выражается в соответствии с сознательными намерениями
говорящего или пишущего, нужна большая и тщательная работа. Это работа, нужная потому, что речь,
как средство общения между людьми, должна быть не только связной и точной, но и выразительной,
поскольку общающиеся между собой люди — не абстрактные интеллекты, сообщающие друг другу
лишь отвлеч¸нные мысли, а живые существа, у которых живая мысль тесно и трепетно связана с
чувством, со всей их насыщенной переживаниями жизнью.
В наиболее высокой и обобщ¸нной своей форме такая сознательная выразительность присуща
художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из различных
элементов, среди которых особо важными являются: 1) выбор слов (лексика); 2) сочетание слов и
предложений (фразеология и контекст); 3) структура речи и в первую очередь порядок слов. Придавая
слову эмоциональную окраску, эти элементы — в их сочетании — позволяют речи передать не только
предметное содержание мысли, но выразить также отношение говорящего к предмету мысли и к
собеседнику. В художественной речи особенное значение приобретает, таким образом, не только
открытый текст, но и гораздо более сложный и тонкий «эмоциональный подтекст».
Не только самостоятельное сознательное использование выразительных средств речи, но и
понимание их своеобразной и насыщенной семантики, определяющей эмоциональный подтекст речи
(иногда не менее существенный, чем е¸ текст, выраженный логическим значением слов), является
продуктом развития, требующим большой и тщательной культуры.
Понимание и переживание эмоционального подтекста требует особого вдумчивого воспитания.
Наибольшие трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он
отклоняется от открытого текста или даже противоречит ему. Именно так зачастую обстоит дело,
например, с ироническими оборотами речи. Тонкая ирония Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, языковое
Hosted by uCoz