Navigation bar
  Print document Start Previous page
 376 of 584 
Next page End  

внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность уч¸ных, соединяться со слабой
переключаемостью.
Внимание обычно характеризуется как проявление избирательной направленности психической
деятельности, как выражение избирательного характера процессов сознания. Можно было бы к этому
прибавить, что внимание выражает не только как бы объ¸м сознания, поскольку в н¸м проявляется
избирательный характер сознания, но и его уровень — в смысле степени интенсивности, яркости.
Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно поэтому, естественно, связано со всеми
сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно
существенной для внимания зависимости его от интереса.
Значение мыслительных процессов,
особенно в отношении объ¸ма внимания, а также его устойчивости, было уже отмечено. Роль воли
находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.
Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт,
в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать
разные типы внимания, а именно: 1) широкое и узкое внимание — в зависимости от их объ¸ма; 2)
хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро или медленно переключаемое; 4) концентрированное и
флюктуирующее; 5) устойчивое и неустойчивое.
Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт
исторического развития. «Оставляя в стороне напряжение тех органов, которыми выполняется труд,
целесообразная воля, выражающаяся во внимании, — пишет К. Маркс, — необходима во вс¸ время
труда, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и
способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических
и интеллектуальных сил».
[К. Маркс, Капитал, т. I, гл. V, 1931, стр. 120.] Труд направлен на
удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный
интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и
способу исполнения может не вызывать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой
деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание
должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая
деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие
формы произвольного внимания.
В психологической литературе Т. Рибо подчеркнул эту мысль о связи произвольного внимания с
трудом. Он пишет: «Как только возникла необходимость в труде, произвольное внимание стало в свою
очередь фактором первостепенной важности в этой новой борьбе за жизнь. Как только у человека
явилась способность отдаваться труду, по существу своему не привлекательному, но необходимому как
средство к жизни, явилось на свет и произвольное внимание. Легко доказать, что до возникновения
цивилизации произвольное внимание не существовало или появлялось на мгновение, как мимол¸тное
сверкание молнии. Труд составляет наиболее резкую конкретную форму внимания». Рибо заключает:
«Произвольное внимание — явление социологическое. Рассматривая его, как таковое, мы лучше
пойм¸м его генезис и непрочность... Произвольное внимание есть приспособление к условиям высшей
социальной жизни».
Развитие внимания
В развитии внимания у реб¸нка можно отметить прежде всего диффузный, неустойчивый его
характер в раннем детстве. Тот отмеченный уже факт, что реб¸нок, увидя новую игрушку, сплошь и
рядом выпускает из рук ту, которую он держал, иллюстрирует это положение. Однако это положение
имеет не абсолютный характер. Наряду с выше отмеченным фактом нужно учесть и другой, который
подч¸ркивается некоторыми педагогами
[Фауссек, О внимании у маленьких детей, Пг. 1922.]: бывает,
что какой-нибудь предмет привлеч¸т внимание реб¸нка или, скорее, манипулирование с этим
предметом так увлеч¸т его, что, начав манипулировать им (открывать и закрывать двери и т. п.),
реб¸нок будет повторять это действие раз за разом 20, 40 раз и больше. Этот факт действительно
свидетельствует о том, что в отношении очень элементарных актов, связанных с значительной
эмоциональной зарядкой, реб¸нок уже рано может проявить внимание в течение более или менее
значительного времени. Этот факт не следует недооценивать, и его нужно использовать для
дальнейшего развития внимания у реб¸нка. Но тем не менее, конечно, правильным оста¸тся то
положение, что на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, реб¸нок ещ¸ в
очень слабой степени владеет своим вниманием. Поэтому в учебном процессе педагог должен
Hosted by uCoz