Navigation bar
  Print document Start Previous page
 375 of 584 
Next page End  

Если бы внимание при всех условиях было подвержено таким колебаниям, какие имеют место,
когда нам даны разрозненные и скудные по содержанию чувственные данные, никакая эффективная
умственная работа не была бы возможна. Но оказывается, что само включение умственной
деятельности, раскрывающей в предметах новые стороны и связи, изменяет закономерности этого
процесса и созда¸т условия для устойчивости внимания. Устойчивость внимания, будучи условием
продуктивной умственной деятельности, является в известной мере и е¸ следствием.
Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза его
систематизацию и тому подобные внутренние связи ч¸тко расчлен¸нного содержания, существенно
содействует высшим проявлениям внимания.
Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий. К числу их
относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношение к нему
со стороны субъекта — степень его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные
особенности личности. Среди последних существенна прежде всего способность посредством
сознательного волевого усилия длительно поддерживать сво¸ внимание на определ¸нном уровне, даже
если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса и
сохранение его в центре внимания сопряжено с определ¸нными трудностями.
Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости.
Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и
включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению
означает гибкость внимания — весьма важное и часто очень нужное качество.
Переключаемость, как и устойчивость и объ¸м внимания и как внимание в целом, не является
какой-то самодовлеющей функцией. Она — сторона сложной и многообразно обусловленной
сознательной деятельности, в отличие от рассеяния или блуждания ни на ч¸м не концентрированного
внимания и от внимания неустойчивого, попросту неспособного длительно удержаться на одном
объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного
объекта на другой. В таком случае очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной
и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и
определить или учесть изменяющуюся значимость различных в не¸ включающихся элементов.
Л¸гкость переключения у разных людей различна: одни — с л¸гкой переключаемостью — легко
и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной
операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий. Л¸гкая или
затруднительная переключаемость зависит от целого ряда условий. К числу их относятся соотношение
между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из
них: чем интереснее предшествующая и менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно,
труднее переключение; и оно тем легче, чем выраженнее обратное соотношение между ними.
Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в
частности его темперамент. Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих
значительное развитие в результате упражнения. Рассеянность в житейском смысле слова является по
преимуществу плохой переключаемостью. Имеется бесчисленное множество более или менее
достоверных анекдотов о рассеянности уч¸ных. Тип рассеянного профессора не сходит со страниц
юмористических журналов. Однако, вопреки прочно укоренившемуся в обывательском понимании
представлению, «рассеянность» уч¸ных является, наоборот, выражением максимальной собранности и
сосредоточенности; но только сосредоточены они на основном предмете своих мыслей. Поэтому при
столкновении с рядом житейских мелочей они могут оказаться в том смешном положении, которое
живописуют анекдоты. Для того чтобы уяснить себе наличие сосредоточенности у «рассеянного»
уч¸ного, достаточно сравнить его внимание с вниманием реб¸нка, который выпускает из рук только что
привл¸кшую его игрушку, когда ему показывают другую; каждое новое
впечатление отвлекает его
внимание от предыдущего; удержать в поле своего сознания оба он не в состоянии. Здесь отсутствует и
концентрированность и распределяемость внимания. В поведении рассеянного уч¸ного также
обнаруживается дефект внимания, но он заключается, очевидно, не в л¸гкой отвлекаемости, так как его
внимание, наоборот, очень сосредоточено, а в слабой переключаемости. Рассеянность в обычном
смысле слова обусловлена двумя различными механизмами — сильной отвлекаемостью и слабой
переключаемостью.
Различные свойства внимания — его концентрация, объ¸м и распределяемость, переключаемость
и устойчивость — в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном
отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация
Hosted by uCoz