Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 584 
Next page End  

первичном, стихийно-материалистическом представлении милетских натурфилософов об единстве мира
жизнь и психика и даже живое и неживое ещ¸ не расчленены. Их наивное мышление не различает
различных качественных сторон и ступеней бытия. Мысль ионических натурфилософов сосредоточена
на внешней природе: они «физики», занятые решением тех вопросов — измерения тел,
астрономических наблюдений, которые представляют практический интерес для ионической
промышленности.
Великий диалектик Гераклит, который рассматривает космос как единство противоположностей
в потоке непрерывного изменения, делает как будто первый значительный шаг на пути к
дифференциации единства бытия. В самой душе, включ¸нной в поток мирового становления, который
теч¸т двумя противоположными потоками «по пути вверх и по пути вниз», Гераклит впервые различает
разные уровни души и разные формы связи е¸ с миром: высший уровень души порождается связью е¸ с
логосом, с мировым законом. Конкретное различение живого и неживого, жизни и психики и даже
различных уровней психики, души требовало положительных знаний. Они накопляются
натурфилософами и врачами. Алкмеон ещ¸ в VI в. до н. э., впервые связывая душу с мозгом, начинает
различать мышление и ощущение и связывает последнее с органами чувств.
На этой основе формируется первая система уже не только стихийного материализма, и
начинается борьба материалистических и идеалистических воззрений на психику. Демокрит (V—IV в.
до н. э.), создатель первой в истории античной философии — большой материалистической системы,
строит первую последовательно разработанную материалистическую психологию. Различая уже, по-
видимому, психическое и физическое, он стремится объяснить психические процессы как продукт
движения очень тонких и совершенных атомов. Исходя из общего материалистического учения, он
специально разрабатывает теорию восприятия, которое он объясняет как результат проникновения в
наши органы чувств исходящих из вещей мельчайших атомов, являющихся образами (??????)
этих
вещей. Материалистические традиции Демокрита получают затем дальнейшее развитие, особенно у
Эпикура и позже в Риме у Лукреция Кара.
Почти одновременно с оформлением материалистического учения у Демокрита, классическое
оформление получает и идеалистическое направление. Связанный с религиозными сектами (орфиков)
Платон в ряде своих диалогов (особенно в «Федоне», в «Государстве» и др.) развивает идеалистическое
учение о душе в классической для всей последующей идеалистической философии форме. Душа для
него — «идея», вечная, бессмертная сущность; бессмертная душа отделяется от тела. Позитивным
результатом платоновского учения о душе является отч¸тливая дифференциация души и тела,
психического и физического, и дальнейшая дифференциация внутри души различных е¸ частей —
разумной, обращ¸нной к идеям, аффективно-волевой и чувственной, обращенной к вожделению.
Дифференциация души и тела, духовного и материального, однако, превращена у Платона в полный
разрыв между ними. Идеалистические традиции Платона получают дальнейшее развитие в
идеалистическом течении философской мысли — особенно яркое у Плотина, оказавшего затем
значительное влияние на некоторых представителей христианства (Августин).
Все позитивные достижения натурфилософов и врачей, весь накопленный ими опыт конкретного
познания душевной деятельности людей обобщает крупнейший философ древней Греции —
Аристотель. Он пишет первый специальный трактат «О душе», в котором да¸тся анализ различных
сторон психики. В трактатах Аристотеля заключ¸н целый ряд положений, в частности о памяти, об
эмоциях, о переходе от ощущения к «общему восприятию» и от него к обобщ¸нному представлению, от
мнения через понятие — к знанию, от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле,
которые не утеряли значения и по сей день.
В общей философской концепции Аристотель стремится первым делом
преодолеть открытый
дуализм своего учителя Платона. Для Аристотеля душа и тело неотделимы друг от друга, как форма и
материя; душа — неотделимый от органической жизни организующий принцип е¸. Каждая область или
уровень органических функций имеет свою душу. Тело — это организм, поскольку оно совокупность
органов или орудий души; душа — сущность тела. Поэтому учение о душе для Аристотеля — это общее
учение о жизни и е¸ функциях, включающее органические е¸ отправления, так же как и сознательную
жизнь.
В соответствии с такой органической трактовкой души, включающей е¸ в общее учение о жизни,
Аристотель первый отч¸тливо формулирует идею развития применительно к психике. Он различает как
бы три разных вида души — растительную, животную и разумную. Каждую из них он относит к
определ¸нному уровню органической жизни: первая специфична для растений, ещ¸ не обладающих ни
специальными органами восприятия, ни центральным регулирующим органом; вторая — для
Hosted by uCoz