Navigation bar
  Print document Start Previous page
 440 of 584 
Next page End  

к содержанию идеологии, к нормам права и нравственности. На отношение человека к вещам, таким
образом, накладываются и с ним переплетаются отношения человека к другим людям, к обществу.
Значение, которое результаты действий человека, направленных на ту или иную предметную цель,
приобретают для него в общественно-организованной жизни, построенной на разделении труда, зависит
от значения их для общества. Поэтому центр тяжести в мотивации человеческих действий естественно в
той или иной мере переключается из сферы вещной, предметной в план личностно-общественных
отношений, осуществляющихся при посредстве первых и от них неотрывных.
В любой деятельности, в каждом действии человека эта сторона в какой-то мере представлена. И
это обстоятельство имеет существенное значение в мотивации человеческой деятельности. В некоторых
случаях эта сторона приобретает в действиях человека основное, ведущее значение. Тогда деятельность
человека приобретает новый специфический аспект. Она становится поведением в том особом смысле,
который это слово имеет, когда по-русски говорят о поведении человека. Оно коренным образом
отлично от «поведения» как термина биохевиористской психологии, сохраняющегося в этом значении в
зоопсихологии. Поведение человека заключает в себе в качестве определяющего момента отношение к
моральным нормам. Самым существенным в н¸м является общественное, идеологическое, моральное
содержание. «Единицей» поведения является поступок, как «единицей» деятельности вообще —
действие. Поступком, в подлинном смысле слова, является не всякое действие человека, а лишь такое, в
котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к общему, к
нормам общественной морали. Поскольку определяющим в поступке является его идеологическое
содержание, поступок до такой степени не сводится лишь к внешнему действованию, что в некоторых
случаях воздержание от участия в каком-нибудь действии само может быть поступком с значительным
резонансом, если оно выявляет позицию, отношение человека к окружающему.
В поступках, в действиях людей их отношение к окружающему не только выражается,
но и
формируется: действие выражает отношение, но и обратно действие формирует отношение. Когда я
действенно участвую в каком-нибудь деле, включаясь в его осуществление собственными делами, оно
становится моим, его идейное содержание в ходе этой деятельности включается определяющим
началом в мо¸ сознание; это изменяет мо¸ отношение к нему и в каком-то отношении меня самого. В
этом источник огромного воспитательного значения действенного включения человека в дело, имеющее
идейное содержание.
Когда советские колхозники включились в сбор средств на оборону страны [во время Великой
Отечественной войны], их организованное включение в это народное дело явилось мероприятием не
только финансовым, но и идейно-воспитательным: дело обороны страны для всех добровольно
включившихся в сборы стало в результате этого включения их собственным делом в значительно
большей мере, чем это было до того. Уч¸т формирующего, воспитательного воздействия на человека,
включения его в общественное дело — существенный момент педагогики большого стиля и
государственного масштаба.
В организованном обществе общественная мораль и право обычно нормируют поведение людей,
их поступки, исходя из общественного значения их объективного содержания. Общественные нормы
фиксируют поступки в их внешнем объективном проявлении, потому что именно с предметным
результатом действия связано обычно его объективное моральное значение. Но внутреннее отношение
индивида к так фиксированному поступку может быть различным даже тогда, когда индивид совершает
этот поступок, а не уклоняется от него под влиянием каких-либо узко-личностных мотивов.
Человек может, во-первых, совершить моральный по своему объективному значению поступок
вовсе не по моральным мотивам, а в каких-либо иных своих корыстных целях (так же как, с другой
стороны, иногда движимый субъективно моральными мотивами человек может совершить и
объективно не нравственный поступок), ошибочно придавая субъективно моральный смысл поступку,
который лиш¸н морального значения. Во-вторых, совершая объективно моральный поступок, человек
может сделать это, подчиняясь тому, что общественно признано как должное, но вопреки основным
своим личным устремлениям. Он в данном случае склоняется перед моральной нормой, но не
возвышается до не¸. Она выступает по отношению к нему как чуждая внешняя сила, которой он
покорно подчиняет свои влечения, а не как самое глубокое и интимное выражение его собственного
существа. Здесь в мотивации человека господствует крайнее расщепление: человек выполняет свой
долг,
но действует вопреки своему влечению.
Наконец, осуществление поступка, заключающее в себе
определ¸нное моральное содержание, может быть для человека и осознаваемым им долгом, и вместе с
тем непосредственно испытываемой потребностью — когда общественно-значимое становится для
него вместе с тем и личностно-значимым.
Hosted by uCoz