Navigation bar
  Print document Start Previous page
 472 of 584 
Next page End  

Таким образом, весь процесс изобретательской работы, будучи интеллектуальной деятельностью
и имея поэтому много общего с другими видами интеллектуальной деятельности, имеет вместе с тем на
вс¸м сво¸м протяжении и специфический характер.
Типичным, классическим изобретением являются орудия. Изобретение орудий — прототип
всякого изобретения. Поэтому изобретение органически связано с трудом. Исторически оно так же
древне, как пользование орудиями, т. е. как труд. Весь процесс исторического развития техники был
длинным рядом изобретений, проходящим через всю историю развития производительных сил. Таким
образом, не только навыки и та интеллектуальная работа, которая связана с необходимостью
приноравливать свои действия к изменяющимся условиям и решать новые задачи, но и творческая
работа изобретения органически связана с трудом.
В процессе индивидуального развития зачатки изобретательства, предпосылки для него
заключены в первых целесообразных практических действиях реб¸нка, в которых он начинает
пользоваться одними вещами для того, чтобы овладеть другими, в первых проявлениях детской
изобретательности. Однако изобретательство в подлинном смысле слова может развиваться лишь с
вхождением в труд.
В процессе исторического развития общественного труда, приведшего к его разделению,
сложились разные виды трудовой деятельности. Такими видами трудовой деятельности являются
производственная, промышленная деятельность, деятельность педагогическая, научная, художественная
и т. д.
Психология изобретателя, уч¸ного, художника, психология акт¸ра и т. д., а не только психология
человека «вообще», точнее, психология человека в различных конкретных видах его исторически
сложившейся деятельности тоже включается в область психологии. Деятельность и творчество
художника, артиста, уч¸ного и, далее, уч¸ного-теоретика и уч¸ного-экспериментатора ставит перед
психологической наукой свои специфические проблемы большой практической значимости и подлинно
жизненного интереса.
Каждый из этих видов деятельности, будучи более или менее своеобразен по своей природе в
целом, более или менее своеобразен и в психологическом отношении. У каждого из них свои более или
менее специфические интеллектуальные задачи, свои навыки, автоматизированная «техника» и свои
формы творчества.
Изобретение является лишь частным видом (техническим) творчества. Творчество — более
широкое понятие, чем изобретение. Творческой является всякая деятельность, создающая нечто новое,
оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития
науки, искусства и т. д.
Но в каждой области творческая деятельность имеет наряду с общими и специфические черты.
Так, творческий труд уч¸ного, разрешающего какую-либо теоретическую проблему и совершающего
какое-нибудь научное открытие, имея ряд черт, общих с творческой работой изобретателя, имеет и свои
особенности.
Труд уч¸ного
Самой острой, наиболее дискутируемой проблемой психологии творчества, в частности
научного, является вопрос о том, в какой мере оно труд. Многочисленные свидетельства ряда больших
уч¸ных на основе их собственного опыта неоднократно подч¸ркивали внезапность, с которой часто
находится решение какой-нибудь проблемы.
Так, один из замечательнейших математиков прошлого столетия, А. Пуанкаре, рассказывал, как
крупнейшее сво¸ открытие он сделал, входя в омнибус: в эту минуту его «осенила» мысль, внезапно
принесшая разрешение задачи, над которой он прежде долго и безуспешно бился. Пуанкаре склонен
поэтому приписывать центральную роль в научном творчестве интуиции, видению, внезапно
озаряющему ум непроизвольному вдохновению.
Опираясь на подобные факты, разнообразные идеалистические «теории творчества» (Ф. В.
Шеллинг, Н. Гартман, А. Бергсон, Э. Ле-Руа) стремились изобразить творческую деятельность уч¸ного
не как труд, а как «интуицию», своеобразное озарение, которое как дар да¸тся избранным помимо
всякого труда и нисходит на них независимо от них, независимо от усилий их воли.
Сам по себе тот факт, что величайшие открытия иногда совершаются внезапно, не подлежит
сомнению. Но подлинное объяснение этих фактов внезапного решения научной мыслью долго
стоявших перед ней проблем заключается, конечно, не в том, в ч¸м видят его идеалистические теории.
Hosted by uCoz