Navigation bar
  Print document Start Previous page
 505 of 584 
Next page End  

психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в
свойства личности. Поэтому при изучении любой категории психических процессов — познавательных,
эмоциональных, волевых — мы от изучения общих закономерностей этих процессов переходили к тем
индивидуально-типологическим особенностям, которые выступают в данной сфере. Индивидуально-
типологические особенности в восприятии, памяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже
об индивидуально-типологических
особенностях в эмоциональной и волевой сфере, это уже
психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то:
восприимчивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчивость, рассудительность,
эмоциональная возбудимость и устойчивость, инициативность, решительность, настойчивость и т. п.
Тем самым уже внутри аналитического изучения психических процессов наметился совершающийся с
внутренней необходимостью переход к изучению психических свойств личности. Теперь они должны
стать предметом специального изучения.
Психические свойства личности — не изначальная данность; они формируются и развиваются в
процессе е¸ деятельности. Подобно тому как организм не развивается сначала, с тем чтобы затем начать
функционировать, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, с тем чтобы
затем начать действовать: она формируется, действуя, в самом ходе своей деятельности. В деятельности
личность и формируется и проявляется. Будучи в качестве субъекта деятельности е¸ предпосылкой, она
является вместе с тем и е¸ результатом. В ходе этой деятельности формируются и психические свойства
личности. Путь от аналитического изучения психических процессов к изучению психических свойств
личности проходит поэтому через изучение психологической стороны е¸ деятельности. Всякая
деятельность человека исходит от него как личности, как субъекта этой деятельности. Единство
деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, — в единстве е¸ исходных мотивов
и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности. Поэтому изучение психологической
стороны деятельности является не чем иным, как изучением психологии личности в процессе е¸
деятельности. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны е¸ психики. Но вс¸ же
не вс¸ психическое содержание каждого действия или поступка человека, не всякое психическое
состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности,
которые характеризовали бы какую-нибудь сторону е¸ психического облика. Некоторые акты в сво¸м
психическом содержании характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь преходящей ситуации, не
всегда существенной и показательной для личности, чем е¸ саму.
Поэтому особо вста¸т вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые
психические свойства личности, в сво¸м единстве определяющие е¸ психологический облик.
[Обозначение «свойства» мы здесь предварительно употребляем ещ¸ в широком не специфическом
смысле слова для обозначения не только характерологических свойств, но также и способностей и даже
установки и тенденции личности — всего, что более непосредственно определяет е¸ психический
облик.]
Психические свойства личности е¸ способности и характерологические черты
формируются в ходе жизни.
Их развитие обусловлено врожд¸нными анатомо-физиологическими
особенностями организма, прежде всего нервного аппарата. Но эти врожд¸нные особенности организма
являются лишь задатками, — очень многозначными, которые обусловливают,
но не предопределяют
психические свойства человека На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться
различные свойства — способности и черты характера, — в зависимости от хода его жизни и
деятельности, в процессе которой психические свойства личности не только проявляются,
но и
формируются.
В работе — учении и труде — складываются и отрабатываются способности людей; в
жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и
взаимопроникновении с объективными условиями существования личности, выступающий как образ
жизни личности, существенно обусловливает е¸ образ мыслей и побуждений, весь строй, склад или
психический е¸ облик.
Изучение психического облика личности включает три основных вопроса. Первый вопрос, на
который мы стремимся получить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной
человек, гласит: чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос об
его направленности, об его установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед за
вопросом о том, чего хочет человек, естественно вста¸т второй: а что он может? Это вопрос о
способностях, о дарованиях человека, о его одар¸нности. Однако способности — это сперва только
возможности; для того чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно ещ¸ знать, что
он есть,
что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве
Hosted by uCoz