Navigation bar
  Print document Start Previous page
 538 of 584 
Next page End  

механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического — на внутренний
строй личности, на е¸ темперамент.
Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен всеми
реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека. Говоря о том, при каких условиях
темперамент в игре акт¸ра может быть убедительным, Е. Б. Вахтангов писал: «Для этого акт¸ру на
репетициях нужно главным образом работать над тем, чтобы вс¸, что его окружает в пьесе, стало его
атмосферой, чтобы задачи роли стали его задачами — тогда темперамент заговорит «от сущности».
Этот темперамент от сущности — самый ценный, потому что он единственно убедительный и
безобманный».
[Из «Неопубликованных высказываний Е. Б. Вахтангова о театре», «Советское
искусство» ¹ 25 (371), от 29 мая 1937 г.] Темперамент «от сущности» единственно убедителен на сцене
потому, что таков темперамент в действительности: динамика психических процессов не является чем-
то самодовлеющим; она зависит от конкретного содержания личности, от задач, которые человек себе
ставит, от его потребностей, интересов, склонностей, характера, от его «сущности», которая
раскрывается в многообразии наиболее существенных для него взаимоотношений с окружающим.
Темперамент — пустая абстракция вне личности, которая формируется, совершая свой жизненный
путь.
Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих
качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является
вместе с тем чувственной основой характера.
Образуя основу свойств характера, свойства темперамента, однако, не предопределяют их.
Включаясь в развитие характера, свойства темперамента претерпевают изменения, в силу которых одни
и те же исходные свойства могут привести к различным свойствам характера в зависимости от того,
чему они субординируются, — от поведения, убеждений, волевых и интеллектуальных качеств
человека. Так на основе импульсивности как свойства темперамента, в зависимости от условий
воспитания и всего жизненного пути, могут выработаться различные волевые качества характера: в
одном случае на основе большой импульсивности у человека, который не приучился контролировать
свои поступки размышлением над их последствиями, может легко развиться необдуманность,
безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на
основе той же импульсивности разовь¸тся решительность, способность без лишних промедлений и
колебаний идти к поставленной цели. В зависимости от жизненного пути человека, от всего хода его
общественно-морального, интеллектуального и эстетического развития впечатлительность как свойство
темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости,
отсюда к робости и застенчивости; в другом — на основе той же впечатлительности может развиться
большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем —
чувствительность в смысле сентиментальности. Формирование характера на базе свойств темперамента
существенно связано с направленностью личности.
В (неопубликованных) наблюдениях Ананьева за жизненным пут¸м нескольких подростков,
провед¸нных на протяжении ряда лет, имеются чрезвычайно поучительные случаи преобразования
свойств темперамента и образования на их основе различных свойств характера.
Заимствуем из материалов Ананьева один пример.
«В 1936 г. окончила на «отлично» пединститут студентка М., бывшая очень большой
общественницей и влиятельным товарищем в студенческой среде. Волевой образ М.
всегда
свидетельствовал о значительной тв¸рдости е¸ убеждений и побуждений, о цельности е¸ жизненной
линии. В прошлом М. была очень робкой, застенчивой, молчаливой мечтательницей, терявшейся при
любом обращении со стороны учителей и товарищей. Родители особенно баловали и жалели девочку,
полагая, что ей суждена тяж¸лая жизнь вследствие этой слабости е¸ характера.
Первоначально в школе е¸ не замечали, а дома компенсировали е¸ кажущуюся недостаточность
ласками и потворством, потому что она была хрупкая и слабенькая и родители считали, что нужно
сделать вс¸ для того, чтобы она не чувствовала суровости жизни и собственных неудач, так как
больших надежд на е¸ будущее не возлагали. В сво¸ время девочка вступает в пионерский отряд и
первоначально вед¸т себя так же, как и в школе вообще. В пионерском отряде за ряд лет девочка
прошла большую школу общественного воспитания, и в ней возникают качества, обладание которыми
было для не¸ ранее невозможно. М. становится деятельной, инициативной, живой, любознательной,
настойчивой и решительной, разговорчивой. Она начинает выступать в школьной жизни тв¸рдо,
уверенно, убежд¸нно, заво¸вывает авторитет в среде товарищей. В комсомоле М. закаливают
основательно, и перед ней раскрываются живые творческие перспективы, которые она расценивает как
Hosted by uCoz