Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 584 
Next page End  

педагогической психологии и экспериментальной педагогике (1906—1916 гг.).
В 1906 г. собирается первый Всероссийский съезд по педагогической психологии, в 1909 г. —
второй (см. «Труды» 1-го и 2-го съездов), в 1910 г. собирается первый Всероссийский съезд по
экспериментальной педагогике, в 1913 г. — второй и в 1916 г. — третий (см. «Труды» 1-го, 2-го и 3-го
съездов).
В итоге: в дореволюционной русской психологии борются идеалистические и
материалистические, реакционные и более передовые тенденции. В официальной университетской
науке сильнее первые, но передовая общественная и научная мысль в лице крупнейших лучших е¸
представителей (Ломоносов и Радищев, Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов, Ушинский
и Сеченов), идя своими независимыми и самобытными путями, проводила и отстаивала передовые для
своего времени психологические воззрения.
Передовая русская психологическая мысль, как мы видели, была неразрывно связана с передовой
русской общественностью. Дискуссия по основным философско-психологическим вопросам, в свою
очередь, играла в борьбе передовых течений русской общественной мысли с реакционной официальной
идеологией исключительно большую роль. Эта связь передовой психологической мысли в России с
русской общественностью наложила свой яркий отпечаток на русскую философско-психологическую
мысль и определила е¸ самобытные черты и передовые традиции. К этим основным чертам и ведущим
традициям относится е¸ великая гуманистическая традиция. В центре е¸ внимания человек, живая
конкретная человеческая личность, е¸ реальная жизнь, е¸ деяния: ещ¸ с Белинского и Герцена
начинается борьба против стремления немецкой идеалистической философии подменить реальную
жизнь мистифицированной игрой идей, забыв о «деянии», о «практической деятельности», «вплет¸нной
во все события истории». Отсюда преодоление интеллектуализма и особенный интерес к проблемам
личностным, мотивационным, к вопросам, связанным не только с механизмами, но и с мотивами
поведения.
«Антропологический принцип», в котором находит себе выражение эта гуманистическая
тенденция, приобретает ещ¸ у Чернышевского характер ярко выраженного материалистического
психофизического монизма. Отсюда в русской науке особенно тесная связь между психологией и
физиологией, которая накладывает свой отпечаток на каждую из этих наук. В установлении этой связи
сказываются и проявляют свою научную плодотворность материалистические тенденции и традиции
передовой русской философско-психологической мысли. Получив особенно яркое выражение в научной
деятельности Сеченова — физиолога и психолога, эта материалистически понятая связь между
психологией и физиологией подготовила закономерное, обусловленное всем ходом развития передовой
русской философской и научной мысли, зарождение именно у нас в России как физиологии высшей
нервной деятельности, так и передовой научной психологии, оформившихся уже в советский период.
Существенные тенденции и традиции передовой русской мысли сказываются и в том, что ещ¸ у
Ушинского антропология выступает как антропология педагогическая: человек — предмет воспитания;
формирование его психологических свойств совершается в процессе общественного воспитания; вместе
с тем изучение его психологии должно служить делу народного просвещения. Таким образом, борьба
против фатализма в учении о личности и путях е¸ развития сочетается со стремлением поставить науку,
в частности психологическую, на службу народу, — стремлением, которое с давних времен ещ¸ в
дореволюционной России отличало передовую русскую общественность.
В психологической науке особенно существенное прогрессивное значение, распространяющееся
и на университетскую науку, имеет развитие опытного, экспериментального исследования, приводящее
к организации лабораторий экспериментальной психологии в ряде университетских центров
(лаборатории в Одессе, Киеве и др.; в Москве созда¸тся Институт психологии, а в Ленинграде крупным
центром психологической мысли становится Психоневрологический институт). Экспериментальное
направление в психологии выдвигает таких крупных исследователей, как Н. Н. Ланге и А. Ф.
Лазурский. Психология связывается с различными областями практики — педагогической,
медицинской (ряд психологических лабораторий при клиниках — см. выше — играют немалую роль в
развитии экспериментального психологического исследования). Преподавание психологии занимает
сво¸ место и в университете и в общеобразовательной средней школе. При вс¸м том в идейном,
теоретическом отношении психологическая мысль дореволюционной России носила на себе печать
своего времени, так что советской психологии предстояло открыть новую страницу в истории
психологии. [Мы вынуждены здесь ограничиться этим кратким схематическим очерком. Более полное
изложение путей развития русской психологии и освещение е¸ передовых традиций дано в
подготовленной к печати работе Б. Г. Ананьева «Очерки истории русской научной психологии» и его
Hosted by uCoz