Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 584 
Next page End  

считать одним из зачинателей крайней формы поведенчества не только в русской, но и в мировой науке.
Борьба против идеалистических тенденций психологии сознания велась, однако, поведенческой
психологией с ложных в конечном сч¸те механистических позиций. Особенно заостр¸нное выражение
эти механистические тенденции получают у В. М. Бехтерева. В советский период он переходит от так
называемой «объективной психологии», сыгравшей в сво¸ время крупную и положительную роль, к
рефлексологии, которую он пытается оформить в качестве новой самостоятельной дисциплины. В
радикальном отличии от Павлова, который в своих классических исследованиях об условных рефлексах
сознательно и последовательно оста¸тся в рамках физиологии, Бехтерев выдвигает рефлексологию как
особую дисциплину, отличную как от физиологии (от физиологического изучения рефлексов), так и от
психологии и долженствующую заменить эту последнюю. Начинается борьба против психологии как
таковой. Не определ¸нные идеалистические течения в психологии, а сама психология, поскольку она
делает психику предметом изучения, объявляется идеализмом. Рефлексология, которая выступает под
видом материалистического учения, каковым она в действительности не была, приобретает в 20-х годах
значительное распространение и известную популярность. Под влиянием е¸ вульгарного
воинствующего механицизма начинается вытеснение психологии из преподавания. Опираясь на
поддержку господствовавших в те годы «методологов», вульгарный механистический материализм
торжествовал, празднуя пиррову победу.
Аналогичные тенденции нашли себе затем выражение в «реактологии» К. Н. Корнилова.
Заостр¸нный и воинствующий у Бехтерева механицизм приобр¸л у Корнилова эклектические,
компромиссные формы.
Провозглашая лозунг построения марксистской психологии, Корнилов пытается реализовать его
посредством «синтеза» поведенческой психологии с психологией сознания. Но этим он естественно
лишь сочетает механицизм первой с идеализмом второй, между тем как подлинная задача заключалась
в том, чтобы преодолеть как механистическую трактовку поведения, так и идеалистическое понимание
сознания.
Учение о реакциях, составляющее фактическое ядро его «марксистской психологии», было
разработано Корниловым в экспериментальных исследованиях в 1916—1921 гг. Оно выросло в связи с
работами А. Лемана, Н. Аха и др. и в сво¸м реальном содержании никак не было связано с марксизмом,
а скорее смыкалось, с одной стороны, с энергетизмом, а с другой, с идеалистическим волюнтаризмом.
Это учение о реакциях, истолкованное в духе модного поведенчества, Корнилов попытался оформить
как «реактологию» и объявить конкретной реализацией марксистской психологии. Под лозунгом
марксистской психологии Корнилов фактически в своей реактологии создал эклектическую
механистическую концепцию, ничего общего с марксизмом не имеющую. В последующие годы она
вобрала в себя учение о биологическом и социальном, как двух факторах, извне предопределяющих
развитие и поведение личности, и ряд аналогичных, получивших в те годы распространение концепций.
Значительное внимание привлекла к себе затем «теория культурного развития высших
психических функций» Л. С. Выготского, разработанная им совместно с группой сотрудников. Подобно
тому как в рефлексолого-реактологических теориях основная тенденция заключалась в том, чтобы
преодолеть позиции идеалистической психологии и создать объективную психологию, исходящую из
деятельности, из поведения, так основной тенденцией и задачей психологии, нашедшей себе выражение
в теории культурного развития, явилось стремление продвинуть в психологию идею развития, принцип
историзма. Сама эта основная исходная тенденция имела определ¸нно положительное значение. По
сравнению со статической, антиисторической позицией традиционной психологии, которая
рассматривала психические функции человека вне всякого исторического развития, исходные
генетические, исторические устремления теории культурного развития высших психических функций
представляли известный шаг впер¸д. Но при анализе этой теории с позиций марксистского историзма
ярко обнаруживается, что и эта теория исходила из ложных методологических предпосылок. Она
дуалистически противопоставила «культурное» развитие «натуральному», а само развитие трактовала в
духе генетического социологизма.
В 30-х годах в советской психологии начинается полоса дискуссий. В 1930 г. происходит
реактологическая дискуссия. Вслед за этим начинается распад рефлексологической школы Бехтерева. В
1932 г. дискуссия разгорается вокруг теории культурного развития.
В середине 20-х годов работа в области психологии получает значительный размах. Психология
получает свой периодический печатный орган (журнал «Психология»), подобающее ей место в системе
университетского преподавания (в виде секции в рамках философского факультета). Советские
психологи принимают активное участие в международных психологических конгрессах (9-й конгресс в
Hosted by uCoz