Navigation bar
  Print document Start Previous page
 80 of 584 
Next page End  

раздражения, которым он может быть подвергнут, и даже не на все те, которые его рецепторные
механизмы в состоянии, вообще говоря, дифференцировать, — не на все физиологически возможные, а
на биологически для него значимые. Таким образом, связь с жизненно значимой деятельностью
животного регулирует его рецепцию.
Не менее отч¸тливо эта зависимость образа рецепции от образа действия выступает и на уровне
восприятия. Восприятие — это чувственное отображение предмета или явления объективной
действительности. Как отображение предмета, восприятие предполагает высокое развитие не только
сенсорного, но и моторного аппарата, развитие тонической деятельности, обусловливающей
возможность сохранять необходимое для наблюдателя состояние активного покоя и таким образом
выделяться из потока происходящих в среде изменений, воспринимая в ней более или менее
устойчивые предметы, как источники от них исходящих воздействий и объекты на них направляемых
действий.
[Эта мысль нашла себе яркое выражение у акад. А. А. Ухтомского, см. его статьи в:
«Физиологический журнал СССР», т. XXIV, вып. 1—2, М. 1938.]
Если остановиться специально на восприятиях человека в их историческом развитии, то здесь
опять-таки в специфических формах выступает зависимость образа рецепции от образа действия в виде
зависимости специфически человеческого восприятия и его развития от развития общественной
практики: преобразуя природу, порождая предметное бытие очеловеченной природы, общественная
практика отчасти порождает, отчасти развивает новые формы специфически человеческого восприятия.
Создавая в искусстве красоту форм, порождая речь и музыку, она вместе с бытием их предмета
порождает и человеческие способности их восприятия. Специфически человеческие формы восприятия
являются не только предпосылкой специфически человеческой деятельности, они также и е¸ продукт.
Мало того: весь процесс осознания природы совершается, как о том свидетельствует палеонтология
речи и мышления (Марр), по мере того, как соответствующие предметы и явления вовлекаются в
процесс производственной деятельности людей и приобретают, в силу этой связи с их общественной
деятельностью, общественную значимость.
Если, наконец, перейти к мышлению человека как способности в закономерностях развития
познавать сущность явлений, то и тут оказывается, что человек позна¸т природу, изменяя е¸.
Разум
человека является не только предпосылкой практической предметной деятельности, которой человек
преобразует мир; он также е¸ продукт. В единстве практической и теоретической деятельности примат
принадлежит первой. Познавательная деятельность человека зарождается и развивается сначала как
сторона, момент, аспект его практической деятельности. Лишь затем она выделяется из практической
деятельности, в которую она первоначально вплетена, в качестве особой теоретической деятельности.
Даже и выделившись, теоретическая деятельность сохраняет, однако, связь с практической
деятельностью, исходит из практики, подчиняется е¸ контролю, в свою очередь воздействуя на не¸ и
руководя ею.
Доступные на той или иной ступени развития способы воздействия на действительность всегда
очень существенно определяют доступные на этой ступени развития способы познания
действительности, так же как, конечно, способы познания в свою очередь, развиваясь, обусловливают
возможность новых, вс¸ более совершенных способов воздействия на действительность.
Конечно, существует и обратная зависимость поведения от рецепции, в частности деятельности
эффекторов от рецепторов.
Зависимость действия, движения от рецепции отч¸тливо выступает в элементарных
сенсомоторных актах, в которых моторная реакция является эффекторным ответом на рецепцию. В
процессе развития форм поведения развитию рецепции и рецепторных аппаратов, очевидно,
принадлежит очень большая роль. Развитие рецепторов обнаруживает бОльшую дифференциацию, чем
развитие собственно эффекторов, и многообразие форм поведения, их дифференциация ид¸т, таким
образом, в большей мере за сч¸т развития рецепции, чем за сч¸т развития двигательного аппарата.
Доказательством этому служит уже то, что рефлекторное поведение различных животных разнится
много больше, чем их эффекторные аппараты. Преобладание рецепторов над эффекторами находит себе
морфологическое выражение в том гистологическом факте, что сенсорные элементы, афферентные
нейроны количественно преобладают над эфферентными ещ¸ в спинном мозгу животных, и по мере
восхождения к высшим этажам нервной системы это преобладание становится вс¸ более значительным.
Именно это преобладание сенсорных элементов и возможность функциональной связи одного и того же
двигательного аппарата с различными афферентными нервами и обусловливает ту борьбу за овладение
общим эфферентным пут¸м, которую Ч. С. Шеррингтон отобразил в схеме «нейральной воронки».
Открытый И. П. Павловым механизм условного рефлекса вскрывает, как вс¸ новые и новые
Hosted by uCoz